Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА IV.

ЧУЖИЕ РЕЛИГИИ, РАСПРОСТРАНЕННЫЕ У ТЮРКОВ ДОИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА

Кроме шаманизма, считавшегося национальной религией древних тюрков, было распространено много чужих религий, то есть религий, появившихся в совершенно другой среде: буддизм, зороастризм, учение Конфуция, Манихейский толк (христианства), несторианский толк (христианства).

§ 13. Буддизм

Согласно легенде, Будда (479-551) (84) был сыном некоего политического лидера в Северной Индии (85). Будда, с ранних детских лет видя горе и страдания людей, стал очень печальным. Он жалел таких людей, по отношению ко всем его душа была наполнена человеческим состраданием и глубокой сопричастностью.

В конце концов Будда отдалился от мирской жизни. Отказавшись от всего, вдали от городов он начал вести жизнь отшельника. Однажды, после длительного времени, проведенного подобным образом, когда он вечером в лесу сидел в одиночестве под деревом и был погружен в раздумья о судьбах человечества, в его душе произошло некое «внутреннее просветление, некое духовное открытие, родившееся изнутри», и молодому отшельнику открылись следующие 4 истины: первая истина была в том, что жизнь состоит из горя и страданий, вторая истина это истина, повествующая об источниках этого горя и этого страдания, третья истина это истина о необходимости избавления от этих страданий, и четвертая истина гласит о пути избавления от горя и страданий (86).

Что же является источником горя и страданий? Источником всех печалей и страданий является существующее в людях желание жизни и счастья, поэтому и средством избавления от печалей и страданий может быть лишь отказ от этих желаний и погружение в нирвану.

Нирвана-это такое душевное состояние, которое возникает у человека после того, как он лишается всех желаний, страстей и стремлений. Люди, достигающие такого состояния, избавляются от горя и страданий.

Благодаря нирване, человек приближается к богам.

Нравственные основы буддийской религии, опирающиеся на положения, пропитанные довольно пессимистическим и безнадежным идеализмом, очень высоки. Буддизм не признает деления людей на разряды. Согласно буддизму, все люди равны.

Человек должен соблюдать нравственность не только в своих поступках, но даже в своих мыслях и словах.

Грех может быть трех видов: в поступках, мыслях и словах. По буддийской религии, грехом считается убийство, воровство, внебрачные половые связи, ложь, употребление спиртных напитков, неумеренность в еде, участие в танцах, использование украшений и парфюмерии, сон на широкой и мягкой постели, использование таких вещей, как золото и серебро.

Кроме этих предписаний и запретов буддизм рекомендует людям, живущим в страданиях, вырабатывать в себе такие свойства характера и поведения, как милосердие, терпение, выдержку и воздержание от половых связей. В этой религии отшельничество (монашество) - самая высшая добродетель. Нравственные правила, рекомендуемые монахам, еще более жесткие и суровые. Первое условие для монаха - отсутствие богатства и суровая дисциплина, вследствие этого в тех странах (87), которые приняли буддизм, очень много монастырей.

Если же рассматривать проблему распространения буддизма среди тюрков, то эта религия в одно время получила распространение в Китайском Туркестане.

Китайский посол Уанг Йен Тэ, совершивший в X веке (приблизительно в 981 году) путешествие в Китайском Туркестане в пределах государства Докуз Огуз, говорит о наличии здесь около 500 мест поклонения Будде (88).

Кроме того, среди письменных памятников, оставшихся от южных уйгуров, находится множество текстов (89), имеющих отношение к буддизму. Этот факт подтверждает, что в определенную эпоху буддизм был распространен в стране.

Кроме южных уйгуров попытки распространения буддизма наблюдались и среди других тюркских народов. Существуют китайские источники, повествующие о том, что китайский император Вонг Кунг (570-576) послал Тапу-хану (573-583), одному из ханов династии Бумин, в качестве подарка тюркский перевод произведения «Нирвана Сутра», считавшегося одной из священных книг буддийской религии.

Под влиянием китайских буддийских миссионеров Тапу хан не ограничился тем, что сам принял буддийскую веру, он хотел заставить и своих подданных принять эту религию (90), йо успеха не добился.

Факт того, что буддийская религия не получила распространения сре-          ди тюрков, с точки зрения истории культуры, с точки зрения истории тюрк-

ской расы и той роли, которую она играла и еще будет играть в истории, необходимо рассматривать как положительное явление. Ибо в результате того, что основы буддийской религии (несмотря на то, что в нравственном отношении некоторые из них очень высоки) содержат в себе пессимизм и философию «ухода от действительности», эта религия сыграла отрицательную роль в жизни тех наций, которые ее приняли.

Буддизм не является религией жизни. Это религия, предпочитающая отказ, смерть.

Современное политическое и культурное положение тибетцев и монголов является подтверждением тому.

Хотя среди тюрков Китайского Туркестана и были некие группы, официально принявшие буддизм, но ясно, что их следование этой религии было очень поверхностным, потому что источники по истории Таиской династии в Китае показывают тюрков Китайского Туркестана, следовавших буддизму, очень жизнелюбивыми и веселыми людьми (91).

§ 14. Маздеизм (религия зороастризма)

Зороастр (Зердюшт) - основатель этой религии, согласно легенде, появившийся в Иране.

Зороастр жил примерно в середине VII века до н.э. Настоящее имя Зороастра (Зердюшта) Заратустра. Зердюшт - это имя Заратустры уже на современном персидском языке.

Зороастризм признает двух богов.

Один из них - Ахура-Мазда, является богом добра. Другой, Ахриман бог всего плохого, злого (92).

Творец всех добрых и хороших вещей, то есть всех вещей, состоящих из добра, это Ахура-Мазда. Творец всего плохого, плохих вещей, то есть вещей, состоящих из зла, это Ахриман.

Эти два божества находятся в состоянии постоянной борьбы между собой. Религиозный долг зороастрийцев служить победе добра, победе бога добра (93). Придет день, и бог зла Ахриман непременно будет побежден, миром будет править добро (94).

Так как в зороастризме бога добра называют Ахура-Маздой, зороастризм называют еще и маздеизмом. Священная книга этой религии известна под названием «Зенд-Авеста».

Сегодня большинство иранцев мусульмане. Иранцы, оставшиеся преданными маздеизму, являющемуся древнеиранской религией, представляют собой небольшую группу. В Иране их называют гебрами (ге-бир). Кроме маздеистов, в Иране зороастризма придерживаются также парсы в Индии. Первоначально парсы жили в Иране, но во времена расцвета ислама в этой стране они покинули ее и переселились в Индию. Вследствие этого в Индии их называют «парси» (фарси).

Нравственные основы зороастризма. Нравственные основы зороастризма содержат в себе очень высокие принципы. Особенно достойно внимания то, что в этой религии земледелие воспринимается как культовое явление.

Эта религия в доисламскую эпоху, кроме Ирана, была довольно сильно распространена в окрестностях Бухары. Когда арабы завоевывали Бухару, в этом городе было множество храмов огнепоклонников (95).

§ 15. Различные толки христианства, распространенные среди древних тюрков: манихейство

Из старых христианских толков среди древних тюрков было распространено два: манихейство и несторианство. Манихейство - религия, появившаяся в результате объединения религии Заратустры с христианством. Ее основателем является некий иранец Манихей (215-276) (96), известный еще под именем Манес. В мусульманских источниках Манихей больше известен как Манес.

Манихей заимствовал из зороастризма его основу, а именно борьбу света с мраком и борьбу добра со злом. Согласно Манихею, у добра со злом нет начала и конца, то есть они вечны. Бог -творец добра и света. Черт же представитель зла и мрака. Добро и зло - дихотомия, лежащая в основе бытия, существует также и в человеке.

У человека есть два духа (две сущности): дух хорошего и дух плохого. (Из духа хорошего (добра) рождаются такие чувства и склонности, как милосердие, преданность, терпение, выдержка и мудрость. Из духа плохого (зла) появляются такие чувства и склонности как ненависть, распутство, гнев, глупость.) (97)

Из христианства Манихей заимствовал принцип божественности Иисуса Христа. Иисус - это сын Света. Согласно Манихею, Иисус пришел в мир, чтобы в душах людей появился свет, сияние. Появление Иисуса в образе человека всего лишь некое внешнее проявление. В самом деле, Иисус - это божественная суть. Спасение человечества произойдет благодаря Иисусу. Иисус - это спаситель человечества.

Сам Манихей пришел в этот мир, чтобы усовершенствовать религию Иисуса.

Манихей (Манес) отвергает евангельские предания о смерти пророка Иисуса. По его мнению, Иисус не был распят на кресте (98).

Согласно манихейству, не существует физического возрождения из мертвых.

Нравственные нормы манихейского толка. Манихей призывал к аскетизму, отдалению от мирской жизни. Среди нравственных предписаний важное место занимали такие предписания, как воздержание от убийства, идолопоклонства, лжи, подлости, прелюбодеяния.

Манихейский толк был довольно широко распространен в конце III и начале IV века в Ираке, Египте, Северной Африке, Иране и Китайском Туркестане. Наконец, в период с конца IV века до середины V века последователи этого толка были даже в Римском государстве.

Христианский мыслитель Святой Августин (354-430), роль которого в истории христианства довольно значительна, до того как принял христианство, придерживался манихейства.

Даже после появления и расцвета ислама, в VIII веке, в мусульманских государствах были сторонники манихейства.

Арабы называли их зиндиками (еретиками, безбожниками).

Первыми вынуждены были принять меры против распространения этой религии аббасидские халифы. Один из аббасидских халифов ал-Махди (775-785), создал даже отдельный суд для преследования сторонников манихейства. Глава этого суда носил титул «главы зиндиков» (99).

Существуют предания о многочисленных произведениях, оставленных Манесом. Но эти произведения не дошли до нас.

До XIX века источником сведений о религии Манеса были произведения христианских богословов, написанные с целью ниспровержения манихейства, и произведения арабских авторов.

В XIX веке в Китайском Туркестане были найдены письменные источники, оставшиеся от тюркского народа, уйгуров (100).

Среди этих письменных источников есть множество произведений и молитв, относящихся к манихейству. Несколько религиозных источников, написанных на тюркском языке уйгуров и имеющих отношение к религии Манеса, были прочитаны, а также оригиналы вместе с немецким переводом были опубликованы русским ученым Радловым (101) и немецкими учеными фон Ле Коком (102), Бангом и фон Габеном (103). В связи с этим сегодня появилась возможность изучить истинные основы манихейства и проверить правильность или неправильность сведений, до сего дня полученных из христианских и мусульманских источников. Среди письменных источников, оставшихся от южных уйгуров, находилось очень много произведений, относящихся к манихейству. Это говорит о том, что в свое время манихейство являлось довольно широко распространенной религией среди тюрков Восточного Туркестана. Распространенность манихейства среди южных уйгуров подтверждают и арабские источники (104). Попытки распространения манихейства предпринимались не только среди южных уйгуров, но и среди северных. Один из северных уйгурских ханов, правивший в 759-780 годы Тенгри Биль-ге Богю хан, после того как сам принял манихейство, заставил принять эту религию и часть своих подданных (105).

Для того чтобы распространить свою религию, Манес создал своеобразный алфавит (106). Разновидность письма, известная как уйгурский алфавит- одна из форм манихейского алфавита, приспособленная к тюркскому языку (107). Оказало ли манихейство свое влияние на жизнь и на характер тюрков? Пока мы не в состоянии дать на этот вопрос точный ответ. Судя по тому, что не наблюдается значительных различий в понимании жизни, в обычаях древних уйгуров и их потомков, тюрков Китайского Туркестана, с одной стороны, и современных тюрков Западного Тюркистана с другой, мы можем заключить, что ни одна из религий, распространившихся среди уйгуров в доисламский период, не оставила у тюрков глубоких и неизгладимых следов.

По нашему мнению историческая роль распространения манихейства среди уйгуров состоит в том, что эта религия помешала широкому распространению буддизма среди тюрков. А нераспространение буддизма среди тюрков мы без колебаний воспринимаем как положительное явление.

§ 16. Несторианство

Нестор около 428 года, в годы правления византийского императора Феодосии II (408-450), был назначен патриархом Византии. Так как его представления об основных принципах христианской религии отличались от тех представлений, которых придерживалось большинство христианских богословов, Нестор в 431 году был вынужден отказаться от сана патриарха.

Было два важных положения, которые отличали несторианский толк христианства от православия:

1. Нестор видел в Иисусе две ипостаси: божественную и человеческую. По мнению Нестора - эти две вещи полностью не были идентичны друг другу. Человеческая ипостась Иисуса была лишь средством для представления бога.

2.  Мария является лишь матерью Иисуса-человека. Она никоим образом не связана с какой-либо божественностью или святостью. Она обычный человек. Она не является матерью бога, воплощенного в образе Иисуса, а является матерью Иисуса-человека. Поэтому было бы неправильным называть ее матерью бога. Ее можно называть лишь «матерью Иисуса».

Эти положения противоречили религиозным верованиям большинства христиан. Как известно, согласно католической вере, Иисус - это сын божий. В лице Иисуса полностью слиты божественная и человеческая сущности.

В Иисусе проявился бог. Бог, Иисус и святой дух представляют собой некое единство, являясь тремя отдельными явлениями, одновременно они составляют и некое единое целое. То, что три вещи могут быть одной, а одна может быть тремя, является божественной тайной.

Так как представления Нестора об Иисусе и Марии противоречили взглядам христианских богословов, на Соборе христианской церкви, проходившем в 431 голу в Аяслуге (Сельджуке), было принято решение о лишении его сана патриарха и отлучении ar церкви. После этого Нестор уехал в Египет и жил там до 450-х годов. Сам он старался распространить свой толк путем посылки в разные страны своих учеников, принявших несторианство.

После этого этот толк распространился во многих странах, особенно в Египте.

В XII - начале XIII веков этот толк распространился и среди тюрков, живших в Северной Монголии.

До появления на исторической арене Чингиз-хана официальной религией кераитов и нейманов, являвшихся тюрками и создавшими в Северной Монголии мощное государство, было несторианство (108). Есть также свидетельства о том, что, кроме кераитов, несторианскому толку христианства следовали также и некоторые группы тюрков, живших в Западной Монголии (109).

Так же как и роль манихейства, роль несторианства в тюркской истории состояла в том, что оно воспрепятствовало господству буддизма среди тюрков.

§17. Конфуцианство

Конфуций (571-478) - это китайский философ, живший на стыке VI и V веков до нашей эры.

Учение Конфуция носит светский и философский характер. Конфуций появляется на исторической арене не как пророк, а как мыслитель-реформатор.

Его целью являлось принести людям счастье через проведение в государстве реформ в области морали. Тип мышления Конфуция совершенно рационалистичен. Для него совершенно чуждо мышление мистического характера. Конфуция интересуют больше отношения между людьми, то есть общественная мораль, чем такие проблемы как происхождение бытия, мира.

Нравственные понятия Конфуция очень высоки. Согласно его взглядам, жизнь и действия людей должны строиться не по интересам (выгоде) и изменчивым обстоятельствам, а по вечному нравственному закону, мировому порядку, принципам, которые проповедовались правителями древних эпох.

Достижение нравственного совершенства - это высший долг человека. Путь нравственного и духовного совершенствования - это наука.

Путь науки - это размышление и тщательное обдумывание.

Самое высшее повеление бога- проявлять в отношении других людей любовь и милосердие (111).

Сам Конфуций писал, что, не создавая нового учения, новой морали, он старался лишь показать мысли правителей древних эпох и древнюю традиционную философию жизни китайского народа.

Он очень уважительно относился к традициям, обычаям и привычкам китайцев.

Все труды Конфуция пропитаны тенденцией к глубокому улучшению нравственности. В одном из своих произведений он пишет: «Насколько возвышен, насколько священен закон долга (закон морали)! Это безбрежный океан. Все существующее живет благодаря ему. Этот закон поднимается до неба, он достигает небес. Какой это обширный и продуктивный закон!» (112).

В другом своем произведении Конфуций приводит вот такие возвышенные и вечные мысли: «Закон долга (закон морали) для всех един. Как на обладателя самой высокой должности, так и на самого скромного и самого безвестного человека возлагается обязанность -работать над своим духовным совершенствованием, совершенствовать самого себя, улучшать свою нравственность. Самосовершенствование является для человека основой всего прогресса и совершенствования морали (113).

Конфуций так комментирует закон долга: «Закон долга это закон, являющийся для нас путеводителем в тех случаях, когда мы в своих поступках не руководствуемся нашим естественным разумом и нашей природой».

Согласно Конфуцию, закон практической философии (закон морали) должен осуществлять и развивать светлые и яркие принципы разума (114).

Что такое природный ум человека? Это закон, внедренный богом в дух человека, чтобы человек был способен исполнять свои человеческие обязанности.

От Конфуция до нас дошло три произведения: «Великий урок» («Та Hio»), «Благоразумие» («Çung Yung»), «Философские беседы» («Lün YÜ»).

Кроме того, мы можем изучать мировоззрение этого философа через произведение одного из его последователей, которого звали Мэнцзы.

Один из учеников Конфуция, резюмируя философию нравственности своего учителя, писал: «Учение нашего учителя очень просто: Его учение рекомендует каждому человеку быть добросердечным и любить других людей, так же как и самою себя» (115).

В произведениях Конфуция есть много фундаментальных положений об управлении государством. Фундаментальная мысль китайского философа об управлении государством состоит в следующем: «Назначение власти - благоденствие и счастье народа. Управление государством - это работа ради благоденствия и счастья народа».

Конфуций - один из величайших моралистов в истории человечества. Он был мыслителем, который в сфере нравственности не уступал таким философам, как Сократ, Марк Аврелий и Кант. Но испытали ли тюрки влияние учения Конфуция? Никогда ни в одном тюркском государстве учение Конфуция не являлось официальной государственной религией. Однако через различные каналы эта высшая философия смогла оказать благодатное влияние на нравственное развитие тюркской расы. Философия, воспринятая просвещенными слоями Китая, проникла к тюркам следующими путями:

1. Многие тюркские ханы женились на китайских принцессах. Таким образом, прошедшие в Китае школу педантичного воспитания, знавшие наизусть нравственные афоризмы Конфуция и освоившие нормы морали китайские принцессы становились матерями сыновей тюркских ханов и внушали своим детям, а среди них и сыновьям, которые должны были в будущем сами стать ханами, идеи китайского философа.

2. Просвещенные китайцы, в разные эпохи и по разным причинам вынужденные покинуть Китай, просили у тюркских правителей покровительства и разрешения жить на тюркских землях. Тюркские хаканы, надлежащим образом расставляя их у себя на различные должности, использовали их.

3. У тюрков были постоянные дипломатические отношения с китайцами. Тюркские хаканы принимали китайских послов, получали письма от китайских императоров, заключали договоры с Китаем.

4. Многие молодые сыновья тюркских ханов в целях получения знаний о китайской культуре посылались учиться во дворец китайского императора.

5. Тюрки Китайского Туркестана перевели множество китайских произведений на тюркский язык.

В результате всех этих влияний идеи Конфуция стали принятыми и распространенными среди просвещенных тюрков доисламского периода. Таким образом, философия морали китайского мудреца влияла на духовную жизнь просвещенных тюрков.

По сути, философия морали, которую выдвигал Конфуций, по своему содержанию и направленности не являлась философией, далекой от национальной морали тюрков. Северные китайцы с древнейших времен жили в тесном контакте с тюрками, в результате этих связей жизненные и нравственные представления тюрков очень сблизились с жизненными представлениями китайцев.

Философия морали и политические идеи Конфуция, которые были очень развиты и в то же время жизненными, сыграли очень благодатную роль в истории тюрков.

Эта философия спасла тюрков от влияния буддизма, отдалявшего человека от реальностей жизни и ослаблявшего динамику его жизни (116)

Далее, в письменных источниках уйгуров встречаются отрывки текстов, говорящие о том, что идеи Конфуция были распространены среди тюрков Китайского Туркестана. В качестве образца мы можем привести следующий типичный отрывок: «Философ Конфуций говорил, что у беев (ханов), которым предстоит управлять государством, в равной степени должны быть три вещи: войско, обеспечение пропитанием и вера (доверие народа). Лишь при наличии этих факторов хан будет способен управлять государством. В случае, когда возникает необходимость отказа от одной из этих вещей, допустим отказ, лишь от первых двух, но сохранение веры (доверие народа) является непременным условием управления государством. Управление страной при опоре лишь на две первые вещи (войско и продовольствие) достойно осуждения. Между тем даже смерть во имя сохранения веры, доверия народа достойна восхваления и прославления(117)».

Этот отрывок, переведенный уйгурским автором, является седьмым разделом 12-й главы произведения китайского философа под названием «Философские беседы» (118).

Перевод уйгурского автора (119) не является дословным переводом, это вольный перевод. Однако перевод верен духу оригинала.

К оглавлению книги