Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ПЕРИОД

§1. Предмет изучения и история науки, называющейся историей права

Существуют два вида истории нрава: история общего права, повествующая об истории права всего человечества; история национального права, ведущая речь о правовой структуре (организации) определенной нации в различные периоды ее истории.

Прежде чем мы приступим к разговору об истории тюркского права, нам необходимо получить какое-то представление о предмете, цели и истории развития науки, называющейся историей общего права. Предметом изучения истории общего права являются правовые нормы и образовавшиеся на их основе правовые институты, регулирующие жизнь различных человеческих сообществ, начиная с ранних стадий культуры и вплоть до сегодняшнего дня.

Цель истории общего права заключается в определении происхождения систем современного права и действенных факторов прогресса человечества в области юриспруденции посредством изучения прошлого человечества с точки зрения права.

Благодаря выводам, полученным из истории общего права, всегда можно определить методы поддержки факторов, обеспечивающих нормальное развитие права, а с другой стороны, определить пути борьбы с факторами, которые могут стать причиной регресса права.

История же национального права - это история права исключительно определенной нации. Истории права различных народов являются как бы разделами истории общего права. История общего права - это новая дисциплина, появившаяся лишь в эпоху Возрождения. Науки под таким названием не было ни в эпоху древности, ни в средние века. История развития науки под названием «История общего права» вкратце может быть изложена следующим образом: на юридических факультетах средневековой Европы преподавались лишь два вида права: римское право, право церкви, называвшееся «каноническим правом». Метод обучения римскому праву заключался в толковании и объяснении основных положений и суждений, заключенных в юридических сборниках Юстиниана и особенно в «Digesta».

Как известно, большинство положений, содержащихся в сборниках Юстиниана, относятся непосредственно к частному праву.

Другим предметом обучения являлось каноническое право. Право, называвшееся каноническим, является правовой системой, возникшей из основ католической религии, созданных духовенством римской церкви. Юристы, знавшие эти две науки, считались большими учеными в области права. Им давалось звание «Doctor utrius que juris», смысл которого можно передать как «ученый, знающий два права».

Римское право обычно также воспринималось, как незыблемая правовая система, содержащая самые совершенные суждения. Римское право иногда даже называли «писанным разумом». Тем самым хотели сказать, что римское право состоит из самых разумных положений, содержит самые соответствующие для умопостижения суждения. В XVI веке в Европе произошла важная революция в области мысли и культуры. Революция мысли заключалась в том, что вместо схоластического образа мышления, господствовавшего до того времени в Европе, установилось рационалистическое течение мысли.

Как известно, в средневековой Европе в сфере мышления была одна особенность, а именно: традиционализм. В средние века все жизненные принципы, все суждения опирались на фундаментальные основы, которые принимались авторитетным общественным мнением и были зафиксированы в письменных документах, которые, в свою очередь, воспринимались всеми как источник истины. Авторитетное мнение базировалось на содержании религиозных книг, на взглядах ученых богословов и идеях некоторых знаменитых философов. В те времена в Европе авторитетом в сфере религии и морали были священные книги, в особенности Евангелие и суждения религиозных ученых. Авторитетами в сфере права были римское право и мнения правоведов Рима. В области же философии единственным авторитетом считались идеи Аристотеля. Но это были не истинные идеи Аристотеля, а определенная форма его мыслей, истолкованных христианскими богословами и приспособленных ими к религии.

Никакие идеи, кроме идей общепринятых авторитетов, не излагались в стенах университетов и не фиксировались в книгах. Если и были те, кто лелеял в себе мысли, отличные от мыслей авторитетов, они обычно не осмеливались выражать их публично. Говоря иначе, в средние века не существовало свободы мысли и свободы взглядов. Мыслительные способности европейцев были словно вложены в прокрустово ложе определенных рамок или скованы цепями (1).

Выведение людьми суждений и оценок в интеллектуальной и научной сферах вне рамок свободомыслия, без свободы разума, а лишь опираясь на умозаключения авторитетов, можно назвать схоластическим образом мышления. Мы это называем течением традиционализма («nakilcilik или nakliyet») (2). После того как в 1444 году было изобретено книгопечатание, способствовавшее широкому распространению книг древнегреческих и древнеримских авторов, в Европе в сфере интеллектуальной деятельности произошли существенные изменения, которые сыграли важную роль в истории человечества. Традиционализм был вытеснен рационализмом (akilicik,akliyet).

В дальнейшем отдельные интеллектуалы и независимо мыслящие личности, а затем, глядя на них, и все просвещенные люди стали рассуждать примерно следующим образом: «Почему мы всегда должны следовать идеям людей, живших 1000, 1500 или 1700 лет назад? Мы такие же люди, как и они, если они в свое время смогли, используя свой интеллект и свою независимую мысль, открыть множество истин, обосновать многие жизненные принципы, то и мы, опираясь на наш свободный разум, сможем найти новые принципы, открыть новые истины. Каждая их мысль не может быть, да и не является безусловной истиной. Мы в наше время способны выработать более удачные идеи, чем те, которые выдвигали они, так как у нас есть возможность использовать опыт тех тысячи пятисот лет, прошедших с той эпохи, в которой жили они. Давайте, наконец, приучать наши головы работать свободно, давайте мыслить свободно, не следуя слепо традиционным основам, оставшимся с древности, и прежним авторитетам. Свободно мыслящий разум в любой сфере добьется истины. Мы должны снова пропустить через критерий разума все основы, которые до сих пор принимались бесспорно, мы должны принимать лишь то, что воспринимает наш разум». Подобные мысли высказывались ими и в обществе, и в итоге, действительно, многие образованные люди стали мыслить свободно.

Из этой интеллектуальной революции родилась сегодняшняя культура европы. Это идейное течение получило название рационализма.

ЭТО течение проявилось в разных областях: в области философии начали критиковать идеи Аристотеля, возражать против использования философии Аристотеля для защиты и укрепления основ католической веры. Говорили, что философия не должна быть служанкой и «наложницей» религии, она должна быть независимой.

Это течение из сферы философии перешло и в сферу права. Первым проявлением этого рационалистического течения в области права было то, что была поколеблена вера в то, что римское право является незыблемой, вечной и совершенной системой права. В результате изменения представлений о римском праве в юриспруденции появилось два направления: направление естественного права, историческое направление.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. Согласно представлениям сторонников естественного права, человеческий разум, обладающий способностью открывать истины в любой области и осмысливать их, и в сфере права также способен найти самые хорошие и разумные основания. Обычные законы и системы обычного права разных народов грешат многочисленными изъянами. Ни одна из существующих на сегодня правовых систем не является совершенной, все они полны недостатков. Большинство положений современных правовых систем очень далеки от принципа справедливости.

Для того чтобы привести в порядок правовую жизнь современного общества, очень развитого с точки зрения интеллекта и культуры, необходимо создать правовые основы, которые бы более соответствовали разуму и справедливости. Правильно рассуждающий и обладающий здравым умом человек не будет испытывать затруднений в том, чтобы определить и зафиксировать необходимую будущую форму самых разумных, самых справедливых и самых естественных законов.

Организовать жизнь современных людей таким образом, который бы соответствовал естественным принципам, к которым приходит любой здравомыслящий человек, и рационализировать право является настоятельной необходимостью. Право должно быть естественным и разумным. Существует соответствующее природе и разуму некое идеальное право, которое выше правовых систем, господствующих на сегодняшний день в жизни всех народов и обладающих множеством недостатков, которое совершеннее этих систем и которое можно применять в жизни любого народа. Основы этого права существуют в природе.

Основы естественного права не изменяются, это вечные основы. На сегодня основы этого права не зафиксированы письменно и не собраны воедино наподобие современных законов. Но естественное право может быть обобщено. В случае, если оно будет собрано воедино, это будет всеобщая, охватывающая все человечество правовая система, которая будет выше всех систем обычного права, самой совершенной и применимой в жизни любого народа. Задача правоведов заключается в том, чтобы, фиксируя основы естественного права, обустроить жизнь человечества согласно этим основам.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Вторым направлением в сфере права является историческое направление. Незадолго до распространения теории естественного права во Франции появилось некое течение, известное под именем исторической школы. Основные идеи течения можно сформулировать следующим образом: римское право не является самой совершенной системой права, как считалось до сих пор. Это право государства, канувшего в Лету. Действительно, оно содержит в себе много разумных положений. Но все положения правовой системы далеки от совершенства. Римское право - это право, применявшееся в определенную эпоху и в определенной стране, родившееся в политических, социальных и экономических условиях той эпохи и той страны. Чтобы понять римское право недостаточно лишь изучить суждения из юридических сборников Юстиниана. Необходимо знать среду, породившую эти суждения, и историю той среды. Другими словами, чтобы понять римское право, его нужно исследовать с исторической точки зрения, потому что у народов есть тесная связь между их правовыми системами и их историей.

Правовые основы, их роль и происхождение могут быть осмыслены лишь благодаря изучению исторических событий. Чтобы как следует понять римское право, надо знать римскую историю. Но и этого не достаточно. Кроме этого необходимо знать и литературу среды, которая породила римское право, так как и литература помогает понять происхождение правовых основ и обстоятельства, породившие эти основы.

Во Франции из тех людей, которые выдвигали эти идеи, самыми знаменитыми были Кюжазюс (1552-1599) и Доно (1527-1591).

Идеи исторической школы пользовались большим спросом и в других странах, особенно в Германии. Многие ученые стали исследовать римское право с исторической точки зрения. Благодаря этому постепенно  образовалась наука под названием история римского права.

НАЦИОНАЛЬНОЕИ ПРАВО. Хотя во всей Европе вплоть до последних веков римское право играло важную роль, но и национальное обычное право (правовые традиции и обычаи) европейских наций еще было не совсем потеряно. Во многих государствах оно даже расцветало, существуя параллельно с римским правом. В XVII веке многие ученые, собирая положения национального обычного права, исследуя научными методами и классифицируя их, старались создать некую систему национального права. С одной стороны, они собирали основные положения обычного права, с другой - изучали историю наций с точки зрения права. Наибольшего прогресса в деле изучения национального права достигла Германия. В результате исследований в Германии зародилась «История германского права».

ВКЛАД ЛЕЙБНИЦА В ИСТОРИЮ ПРАВА. Вторая важная стадия расцвета истории права начинается с одного из немецких ученых и философов -с Лейбница (1646-1716). Этот великий ученый и мыслитель, занимающий выдающееся место в истории философии, имел отношение и к праву. В 1667 году Лейбниц издал труд «Новый метод для изучения права и обучения праву» (3). Согласно Лейбницу, история есть результат действия некоего закона движения. Сегодняшнее состояние является лишь следствием состояний и событий прошлого. Сегодняшние же события будут причиной завтрашних событий. Между разными периодами истории существует тесная связь. Вследствие этого, не зная истории, невозможно понять сегодняшних событий. Если не будут поняты события прошлого, породившие сегодняшние события, невозможно будет размышлять и о будущем.

Лейбниц эти идеи применял и в отношении права, он выступил с предложением о создания в университетах, кроме кафедр, предназначенных для преподавания положений обычного права и действующих в обществе законов, и кафедры истории права.

Согласно Лейбницу, существует два вида истории права: 1) внутренняя история права, 2) внешняя история права.

Внутренняя история права состоит из истории обычных законов. Эта история повествует об истории создания законов, о совокупности правителей или народных представителей, издававших эти законы, юридических положениях, из которых состояли эти законы, о явных и наиболее понятных причинах, способствовавших появлению какого-либо закона.

Эта внутренняя история права есть нечто иное, как история законов.

Что касается внешней истории права, то это история, фиксирующая и объясняющая социальные, политические, экономические, духовные факторы, вызывающие изменение и расцвет права (законов).

Для понимания развития права и факторов этого развития внешняя история права является более важной, чем ее внутренняя история, потому что возникновение права обусловливается социальными условиями.

Сам Лейбниц и его ученики старались распространить эти идеи об истории права, но тот факт, что в XVII веке большим спросом пользовалась теория естественного права, стал препятствием для претворения идей Лейбница в жизнь. Идеи Лейбница были достойно оценены лишь в XVIII веке. В этом же веке историю права начали преподавать в немецких университетах. В основном преподавалась история двух правовых систем: история римского права и история германского права. Затем были исследованы и другие правовые системы.

В течение последних двухсот лет в Германии было написано сотни трудов и тысячи статей, относящихся к истории права.

Во Франции интерес к национальному праву проявился уже в XV веке. Шарль VII (1422-1461) в 1453 году издал указ о собирании материалов по национальному обычному праву (droit coutumier). Эта работа была завершена лишь в эпоху Шарля IX (1560-1574).

После того как положения национального обычного права были собраны, определенная часть правоведов принялась исследовать этот вид права научными методами. Ученые, знающие национальное право, появились и во Франции. Они создали важные труды по национальному праву. Затем были открыты и отдельные кафедры истории национального права.

В 1826 году и в России начали преподавать русское национальное право. Начиная с этого времени русские также создали очень много трудов по истории своего национального права. Как мы уже писали выше, у нас история национального права стала преподаваться лишь с 1925 года , когда был открыт юридический факультет Анкарского университета. После некоторых реформ в 1933 году Стамбульский Дарульфюнун (Дом наук) получил статус университета, здесь также была открыта кафедра истории тюркского права.

§2. Как создается истории национального права?

Приı изучении в историческом ракурсе трудов, созданных европейскими нациями в области «Истории национального права», видно, что ученые цивилизованных наций при написании истории своего национального права следовали одним и тем же методам, и процесс собирания материалов по национальному праву у всех цивилизованных народов прошел приблизительно через одни и те же этапы.

Но мы не будем останавливаться на вопросе о том, как и какими методами создавалась история права. Мы ограничимся здесь лишь тем, что вкратце покажем, какие были источники и как их использовали ученые, написавшие историю права, для сбора материалов по национальному праву.

С исторической точки зрения, в истории каждого народа существуют два основных, отличающихся друг от друга периода:

1) период обычного «орфи» (4) права, состоящего из комплекса неписаных правовых обычаев и традиций;

2) период писаных законов.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД. Чтобы описать правила и принципы, регулировавшие правовую жизнь какого-либо народа в период обычного права, историки права использовали два вида источников: национальные источники, иностранные источники.

Национальные источники

Наиболее важными из национальных источников являются следующие: 1) язык, 2) фольклор (сказания, легенды, пословицы и поговорки), 3) народные обычаи и традиции, имеющие отношение к праву, 4) эпитафии, 5) правовые документы, 6) произведения художественной, исторической и научной литературы.

1. Язык. Одним из самых важных источников данного периода является язык народа. При помощи слов, составляющих все богатство лексики национального языка, можно получить некоторое представление об очень древних, относящихся еще к эпохе возникновения самого языка правовых институтах какого-либо народа. Далее об этом мы расскажем более подробно.

2. Фольклор. Вторым важным источником данного периода является фольклор. В фольклоре обычно отражаются наиболее древние нравственные и правовые представления народа. Представления народов о жизни, связанные с обычаями и традициями, меняются очень медленно. Воззрения на общественную жизнь, относящиеся к самым древним периодам, существуют без особых изменений в течение веков.

3.  Правовые обычаи. Следующим важным источником являются правовые обычаи. Некоторые из них продолжают жить и после появления писаных законов. Правовые обычаи какого-либо народа, еще сохранившиеся в некоторых его социальных группах, определенных слоях, являются остатками правовой системы более древнего периода.

4. Эпитафии. Что касается эпитафий, то в тех из них, которые были созданы еще до эпохи писаных законов, могут встретиться данные, которые могут помочь понять правовые представления древних эпох. Но не у каждого народа есть подобные эпитафии.

5. Правовые документы. Документы старых времен (векселя, договоры, завещания) также являются важными источниками для определения основ права старых времен.

6.  Исторические, литературные и научные труды. Нет необходимости объяснять, что произведения подобного рода это богатый и ценный источник для определения основ права прежних времен любого народа.

Иностранные источники Историк должен сравнивать сведения, полученные им из национальных источников, с данными, взятыми из произведений, созданных представителями других наций. Благодаря подобному сравнению принципы национального права и их сущность становятся более понятными. Однако использование трудов зарубежных историков требует определенной осторожности. Сведения зарубежных историков о каком-либо народе, изучение истории права которого является темой нашего разговора, могут и не соответствовать действительности. Вследствие того, что народы обычно плохо осведомлены о других народах или считают их своими врагами и конкурентами, сведения, заимствованные у иностранных авторов, могут быть неверными или же направленными против вашего народа, в редких случаях, когда эти данные имеют позитивный характер по отношению к вашему народу, они могут иметь гипертрофированный или пристрастный характер. Отсюда следует, что сведения из зарубежных трудов должны всегда пропускаться через сито серьезной критики. Средством для критики сведений, взятых из зарубежных источников, являются сведения другого ряда тех же источников, отечественные источники, общие законы развития человечества и логика. При критическом осмыслении использование иностранных источников может быть очень плодотворным. Например, для описания древнегерманского права немецкие историки часто использовали произведения римских авторов, особенно такие произведения, как «Гальские сражения» Юлия Цезаря и «Обычаи и традиции германцев» Тацита. Русские также использовали много произведений византийских и арабских авторов.

ВТОРОЙ ПЕРИОД.

Описание права второго периода, то есть периода писанного права, относительно более легкая задача. Для описания права этого периода важнейшими источниками являются следующие:

1) писанные законы и своды законов (кодексы);

2) исторические труды;

3) литературные произведения;

4) научные труды, относящиеся к праву;

5) юридические документы;

6) произведения иностранных авторов.

Чтобы существовала возможность безошибочного использования старых законов и документов, прежде всего необходимо при помощи исторических произведений получить представление о господствовавших идеях, религиозных и нравственных понятиях того периода, правовую организацию которого необходимо изучить, об основных чертах организационной структуры того времени. Если же национальный язык претерпел изменения, если он уже отличается от того языка, который мы видим в текстах старых законов, то необходимо стараться правильно определять смысл этих устаревших слов.

После использования источников подобным образом, прежде чем привести сведения из этих источников в определенную систему, необходимо будет весь этот материал изучить с точки зрения истории социологии, экономики и истории права других народов. Хотя на сегодня ни в социологии и даже ни в экономической науке не существует совершенно твердых и окончательных законов, но у этих наук имеются основные принципы, благодаря которым возможно описать стадии и формы правового, общественного и экономического развития разных народов. Историк права все вышеперечисленное должен принять во внимание, и сведения, собранные им по истории национального права, он должен еще раз просмотреть с точки зрения основных принципов, принятых в этих науках.

После того как все это будет сделано, необходимо разбить национальную историю на периоды с точки зрения истории права.

§ 3. Предмет исследования тюркского права

История французского права - это история права совокупности людей, проживающих в стране, известной под названием «Франция».

История английского права - это история права народа, проживающего на территории под названием «Англия».

История же тюркской расы не похожа ни на французскую, ни на английскую историю.

История тюркской расы - история( мирового масштаба.

Тюрки являются расой, которая создала на различных территориях и континентах земного шара множество государств. В свое время тюрки создали мощные государства в Китае, Индии, Восточной Европе, Средней Европе, Сирии, Египте и Ираке и правили этими территориями.

Во всех этих государствах господствовали правовые принципы, порожденные тюркским гением. Историю права каких тюрков мы имеем в виду, говоря об истории тюркского права?

Понятие «история тюркского права» очень широкое. Есть необходимость его как-то отграничить. Невозможно в одной книге вести речь о правовых системах всех государств, созданных в свое время на разных континентах. В противном случае, в этой книге пришлось бы говорить об истории права почти всего человечества, и на фоне всеобщей истории права история тюркского права не была бы показана полноценно и отчетливо.

История права, которую мы вкратце будем излагать в этой книге, будет историей права тюрков, живущих в Турции. Самый близкий к нам период этой истории - история права Османского государства. Но Османское государство, в свою очередь, возникло на месте государства Сельд-жукидов. Чтобы говорить о системе права Османского государства, мы обязаны коснуться и истории Сельджукского государства. Тюрки, господствовавшие в Сельджукском и Османском государствах, не были потомками того населения, которое жило в Анатолии с древнейших времен.

Предками этих тюрков являются тюркские племена, пришедшие из Средней Азии. Их правовые представления и принципы принесены ими из Средней Азии.

Корни правовых воззрений сельджукских и османских тюрков восходят к праву среднеазиатских тюрков.

Кроме тoгo, в жизни тюрков как сел ьджукского, так и османскою периода важную роль играло мусульманское право. В эти два периода собственная оригинальная правовая система тюрков была полностью исламизирована. В дальнейшем собственно мусульманское право воспринималось тюрками как свое.

Поэтому, чтобы понять происхождение правовых воззрений и институтов тюрков Турции, необходимо знать как доисламское тюркское право, так и основы мусульманского права.

Таким образом, история права тюрков Турции, с одной стороны, связана с доисламским правом тюрков Центральной Азии, а с другой - с мусульманским правом.

На основе данного вывода мы делим историю тюркского права на следующие периоды: центральноазиатский, исламский, сельджукский, османский (5).

История тюркского права, которую мы будем исследовать, это история стадий развития правовых институтов-, которые были пройдены предками тюрков, живущих теперь в Турции. Эта история права отличается от истории права тюрков других тюркских стран, от истории права тюрков Восточного и Западного Туркестана, а также от истории права тюрков, живущих в бассейне Волги. На лекциях по истории тюркского права, читающихся на юридических факультетах Турции, нет необходимости подробно говорить о правовых институтах других тюркских стран (расположенных вне границ Османского государства), после того как в Анатолии образовалось Сельджукское государство с центром в г.Конья. Лишь при объяснении сущности и исторического происхождения определенных правовых институтов можно в качестве допустимого отклонения ссылаться на правовые институты других тюркских стран и указывать на схожие и близкие элементы этих институтов в разн ых тюркских странах.

«История тюркского права», являющаяся предметом исследования данной книги, это история правовых основ и институтов, господствовавших в исторические эпохи, пережитые предками тюрков, живущих сейчас в Турции.

Трудности, с которыми могут встретиться специалисты, изучающие историю тюркского права

Чтобы показать право доисламского периода, следует подробно рассмотреть источники, которые мы будем использовать. Одним из источников являются орхонские надписи.

Можно сказать, на турецком языке почти отсутствуют труды об орхонских надписях, опирающиеся на самостоятельные исследования. Об этих надписях написано множество книг и сотни статей, но все это на иностранных языках. Между тем взгляды зарубежных ученых могут и не быть полностью объективными.

Для того чтобы извлечь правовой материал из орхонских эпитафий, историк сам должен уметь прочесть этот источник. Для этого исследователь должен изучить манеру письма и алфавит этих надписей.

Второй источник - это уйгурская литература, произведения, оставшиеся от уйгуров. Здесь аналогичная ситуация: чтобы была возможность собрать правовой материал из уйгурской литературы, необходимо прочитать значимые произведения и документы на уйгурском языке. Для этого необходимо изучить уйгурский алфавит.

Самым важным произведением, оставшимся от уйгуров, является «Кутадгу билиг» (Благодатное знание). До сего дня даже это произведение серьезно не исследовалось. Тот, кто занимается тюркским правом, должен с начала и до конца прочесть это произведение и исследовать его с точки зрения права.

Фольклор современных тюркских племен и народов также является одним из важных источников для изучения правовой системы древних тюрков. Слава богу, что немецкие и русские ученые собрали часть фольклорной литературы современных тюркских народов. Но эта литература не исследована с точки зрения права. Наша история права по многим вопросам как периода Центральной Азии, так и более поздних периодов вынуждена обращаться к иностранным авторам.

Для периода Центральной Азии важными источниками являются китайские, иранские и частично арабские произведения, для периода исламизации и сельджукского периода - арабские и иранские, а для османского периода произведения византийских и итальянских авторов.

Хотя большинство китайских источников, повествующих о тюрках, и переведено на европейские языки, переводов же на турецкий язык пока не существует. Чтобы у исследователя, намеревающегося посвятить себя изучению тюркского права, была возможность использовать китайские источники, он должен знать французский, английский, а особенно немецкий и русский языки.

Китайские источники не всегда объективны. Сведения из китайских источников можно использовать лишь после того, как они будут пропущены через сито критики.

На сегодня далеко не все арабские и иранские источники переведены на турецкий язык. Не прочитав основных текстов этих источников, невозможно их использование. Собирающийся заниматься историей тюркского нрава должен знать и эти языки.

Трудности в изучении истории права османского периода проистекают не от недостатка произведений и документов, а наоборот, от их обилия. Первым условием изучения истории права османского периода является то, что исследователь должен внимательно прочесть важн ые исторические произведения и исследовать своды законов того времени. Кроме того, ответы по невыясненным проблемам необходимо искать в рукописных документах и иностранных источниках.

После определенной работы подобного рода можно считать, что материал для написания тюркского права уже готов. Но на этом работа не заканчивается. Собранные сведения нужно классифицировать согласно критериям, принятым в истории социологии и права, научными методами определить суть, роль и задачи правовых институтов, существовавших в разные периоды тюркской истории, а также показать важность этих институтов. В данном вопросе необходимо стремиться быть объективным, не отклоняться от принципа научности.

Историк не должен поддаваться чувствам любви и естественной привязанности, которые привнесены ему воспитанием, он не должен сворачивать на путь су бъективизма. Я хотел бы на нескольких примерах показать суть затруднений, которые могут встретиться в данной сфере. Какая религия была у древних тюрков в самый первоначальный период их истории? Был ли это фетишизм, анимизм или тотемизм?

Были ученые, полагавшие, что древней религией тюрков был тотемизм. Но это неверно. Чтобы доказать это, необходимо опираться на труды, в которых первоначальные религии исследуются с точки зрения социологии.

Затем необходимо будет сравнить данные о религиозных верованиях древних тюрко в с верованиями тех тюркских народов, у которых еще сохранились древние религиозные традиции.

Второй пример. Что являлось первоначальным социальным ядром у древних тюрков? Род, основанный на кровном родстве? Или это племя, проживающее на одной территории? Или это тотемический клан, который не имеет никакого отношения ни к кровному родству, ни к определенной территории? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сравнить принципы, выдвигаемые историками права и социологами относительно первоначальных социальных структур у тюрков.

Первоначальным социальным ядром у тюрков был «urug», то есть род. Что же представлял из себя уруг? Было ли это некое образование, близкое «gens» у римлян или это было что-то наподобие «zadruga» у славянских народов? Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо иметь определенное представление об основах римского права и права славянских народов.

Третий пример. В Османском государстве мы видим структуру под названием «тимар». Каково же происхождение этой структуры? Может быть, институт «тимара» был заимствован из Ирана, от арабов или из Византии? Или же этот институт является оригинальной национальной структурой, созданной самими тюрками? Все эти вопросы будут вас неизменно подталкивать к изучению структуры таких государств, как Сасанидский Иран, Аббасидский халифат, Восточная Римская империя, Византия.

После определения происхождения института «тимар» возникает вопрос отличия этого института от известной в Европе структуры под названием «feodalite» (феодализм). Для того, чтобы определить эти отличия, необходимо изучить структуру европейского феодализма.

Для изучения тюркского права недостаточно лишь знания источников, относящихся к тюркской истории и тюркскому праву. Кроме этого нужно еще быть в достаточной степени сведущим в истории других народов, общей истории и в основных положениях, вьщвигаемых такими науками, как экономика и социология.

Таким образом, из-за этих трудностей, из-за того, что требуется очень много времени для преодоления этих трудностей, невозможно сделать так, чтобы история тюркского права в течение жизни одного человека превратилась в полной степени разработанную научную дисциплину.

Те исследования, которые до сих пор были осуществлены в сфере истории тюркского права, являются лишь начальной стадией будущих исследований. История тюркского права в будущем будет очень широкой и плодотворной сферой исследовательской деятельности для нациопальных ученых.

Значение этой книги в том, что она сможет в будущем быть в определенной мере путеводителем для исследователей в области истории тюркского права.

К оглавлению книги