Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

КНИГА VI. ГЛАВА I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ У ТЮРКОВ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

§ 112. Родо-племенная организация

Родо-племенной строй - это этап общественного устройства, предшествующий этапу возникновения государств. В политическом и культурном развитии всех народов, у которых семья как первичный общественный институт основана на авторитете отца, родо-племенная организация играет важную роль.

Тенденция к объединению в форме родов и племен свидетельствует о том, что люди по своей природе склонны именно к общественной жизни. Род для людских сообществ то же, что кристалл в горной породе. Так же как порода состоит из кристаллов (после растворения ее в воде), так и людские сообщества состоят из родов (gens) и племен (curia). Патриархальная семья была первой ступенью цивилизационного развития и первой предпосылкой дальнейшей эволюции. Естественный результат патриархата - родовой строй. Род - это естественное общественное образование. По мере объединения родов, а также их разрастания и дробления на группы появились племена (curia). В результате борьбы племен друг с другом и в силу необходимости защиты жизни и имущества образовались союзы племен, «ок» (tribus). Как следствие дальнейшего укрупнения, появились и объединения (конфедерации) союзов племен (confederation de tribus). Племена, союзы племен и конфедерации союзов племен являлись в одинаковой мере как общественными, так и политическими объединениями.

Подобно другим цивилизованным народам, все народы, имеющие тюркскую этническую основу (т.е. тюркоязычные народы), прошли через стадию родо-племенных отношений. Чтобы показать это, мы напомним некоторые исторические примеры.

I. Занимавшие вначале земли на севере и западе Монголии толос-ские тюрки, известные с середины VIII в. под названием «уйгуры», уже в очень древний период делились на племена и союзы племен («оки»). Китайцы всегда называли тюрков-толосов «докуз кабиле» (киу-синг) (86&). В орхонских надписях они упоминаются под названием «токуз-огуз.» (869). Сейчас мы знаем, что эта тюркская народность представляла собой объединение девяти «оков».

II. Карлуки также подразделялись на «оки». Вот почему в китайских источниках этот народ называется и «колому »(карлук) и «санг-синп> («три племени»). В орхонских надписях карлуки именуются «уч-огуз» (870).

III.  Известно, что после распада государства европейских гуннов тюрки, входившие в его состав, разделялись на племена и союзы племен, которые имели названия «он-огур», «сары-огур», «утур-огур», «ку-тур-огур» (871). Слово «огур» здесь является не этнонимом, а названием племенного объединения (872).

IV.  Древние булгары тоже были поделены на пять племенных союзов, во главе каждого из которых находился вождь (873)

V. Родо-племенная организация была основой общественно-политического строя печенегов. Согласно сообщениям императора Восточного Рима Константин Порфирогенета (912-959), у печенегов было восемь «оков» (племенных союзов). Всего в них было до сорока племен, каждое из которых возглавлялось вождем (87 4). Племена состояли из родов, у каждого из которых был свой предводитель.

§ 113. Родо-племенная организация у современных тюрков

Подобно своим историческим предкам, современные тюркские народы до последнего времени сохраняли родо-племенную организацию.

I. До того, как земля якутов была захвачена русскими, у них существовал типичный родо-племенной строй. Как было рассказано выше (§44), главным звеном общественной организации якутов был род, по-якутски «уса» (gens), состоявший из семей («керген»), члены которых  считались происшедшими от одного предка. Более крупным по сравнению с «уса» был «аймак» (племя) (875).

«Уса» якутов соответствует древнеримскому «gens», а «аймак» - «curia». Объединения племен назывались «джон». Они соответствовали «ок»ам древних западных тюрков и трибусам (tribus) римлян. «Джон» -это название союза племен крупного политического объединения. В каждом племени был: свой совет. Главы родов являлись его членами. Проблемы, которые касались всех племен, рассматривались на совете «Джона». Во главе "джона" стоял предводитель, называвшийся «тонн». Таким образом, ступенями общественной организации жизни у якутов были: 1) «керген» (familia, семья); 2) «уса» (gens); 3) аймак (curia); 4) «джон» (tribus).

II. Вплоть до недавних лет родовое устройство играло важную роль в жизни казахов и киргизов. У казахов основным ядром общества был род. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь - в «джузы».

III. У монголов, перенявших все общественные институты у тюрков, с которыми они веками жили рядом и у которых были в подчинении, род обозначался словом «обог» (876).

§ 114. Главные принципы родо-племенной структуры тюрков

Каждый род - это самостоятельная общественная единица. Каждому из родов присущи свои обычаи и традиции. Род возглавляется предводителем. Предводителем бывает самый почтенный по возрасту член рода с условием, что он обладает всеми качествами, необходимыми для управления родом, то есть он выбирается из самых старых членов рода. Иногда все члены рода созываются на собрания, на которых рассматриваются насущные вопросы его жизни. Каждый член рода имеет определенные обязанности и занимает в нем соответствующее место. Установление и определение обязанностей членов рода - прерогатива его главы. На родовых собраниях каждый имеет право голоса. Существуют правовые установки, определяющие жизнедеятельность рода.

У каждого рода есть свое название (Nomen gentilitium), особый знак (тамга) и бывает клич-уран (877). Их знают все члены рода.

Отношения между родами могут быть как мирными, так и враждебными. Конфликты между родами - нередкое явление. Господствует обычай личной (кровной) мести.

Следующая после рода ступень общественной организации - племя, называвшееся у тюрков «оймак», «бой», «аймак» (у римлян ему соответствовала «curia», а у греков - «phratria»). Мы используем в качестве основного термина слово «оймак».

Глава племени избирается из среды предводителей родов. Каждое племя имеет совет. На нем рассматриваются вопросы, имеющие важное значение в жизни родов.

Главная цель племенной организации -устранение конфликтов и разногласий между родами. Племенной совет (курултай) исполняет также роль высшей судебной инстанции. Он состоит, главным образом, из предводителей родов. Кроме них, в совет входят представители племени, отличающиеся умом, мудростью и авторитетом. Они также избираются.

Каждое племя располагает небольшим воинским отрядом, начальник которого избирается племенным советом.

Объединенные племена создают еще более крупные общественные политические образования, которые именуются по-разному. Древние тюрки Западной Азии называли их «ок». Многие другие тюркские народы, и в частности, европейские гунны, также использовали это название (878). Якуты называли союз племен словом «джон», монголы - «чю-лен». Мы используем в качестве основного термина слово «ок».

В свою очередь, и «оки», объединившись, создали союзы «оков» («огуз», «огур»).

Процесс самоорганизации родов, племен и племенных союзов был одинаков у всех тюркских народов.

Род состоял из членов семей, объединившихся вокруг авторитетного деда, главы большого семейства. Кроме кровных родственников, в состав рода входили люди, нашедшие в нем приют и защиту, а также приемные дети. К нему присоединялись и; освобожденные рабы (пленные). Род мог состоять как из нескольких, так из большого количества семей. Но во втором случае наиболее многочисленная из семей выделялась из рода, образовывала новый род и поселялась в другом месте. Племена состояли из главного рода, родов, выделившихся из него и родов, присоединявшихся к ним. Если племя получало известность как сильное, то число родов, присоединившихся к нему, возрастало.

Племена объединялись в союзы племен («ок»). Основными причинами образования племен и их союзов были склонность (тенденция) людей к общественной жизни, борьба между различными группами и необходимость быть сильным в этой борьбе.

В процессе формирования племен основное значение имели два фактора. Во-первых, самые мудрые и миролюбивые аксакалы родов старались объединить роды с целью обеспечения мира между ними и добивались этого с помощью уговоров и наставлений. Во-вторых, предводители могущественных племен стремились подчинить себе более слабых. В сложении союзов племен также действовали эти факторы, но уже в больших масштабах. Наконец, союзы «оков» (объединения союзов племен) образовывались в результате слияния этих союзов, состоявших из множества племен. Такие объединения мы называем «огуз» (879). В случае если исторические и хозяйственные условия были благоприятны, а наиболее выдающийся из предводителей «огузов», отличавшийся полководческими способностями, подчинял себе несколько других «огузов», в тюркском мире появлялось новое государство («иль»). Возглавлявший все огузы каган принимал в этом случае титул «ильхан». В таком государственном образовании общественно-политическая роль союзов племен и, тем более, самих племен становилась второстепенной. После формирования государства жизнь племен регулировалась уже не племен ным съездом. А съездом всего «иля». С появлением «иля» демократическое устройство племен, бывших в свое время политически независим ыми, уступало место относительно аристократическому устройству общества. Если раньше для родов и племен были обязательны решения их союзов, то с возникновением государства (т.е. после того как все племен а признавали власть кагана) племена подчинялись только могущественному хакану и курултаю, состоявшему из беев и авторитетнейших людей государства. Однако ни в одном тюркском государстве структура общественного устройства племен и союзов племен не была уничтожена полностью. Например, в период правления династии Бумина сохранялась структура «докуз ок» толосов («докуз-огуз»), а при династии Кутлуга- племенная организация «он ок» западных тюрков («он-огуз»). Излишняя привязанность некоторых тюркских народов к структуре «оков» (союзов племен) и «огузов» (объединений племенных союзов) явилась важным фактором в крушении тюркских государств древнего периода. К примеру, одной из причин падения государства Бумина был мятеж толосов, составлявших объединение «токуз-огуз». Распад государства, созданного Кутлугом, стал возможным по причине восстания толосов, карлуков и басмилов.

Однако отметим, что наличие у тюрков племенного и союзо-племен-ного устройства, родо-племенных традиций было тем фактором, который облегчал быстрое создание новых тюркских государств на месте распавшихся прежних. Племена и племенные союзы, возглавлявшиеся опытными руководителями, были «готовой конструкцией» для формирования на их базе государственных образований. Доказательством правоты такого утверждения является следующий факт. Создание Бумином, Кутлугом, уйгурским ханом Кутлуг Бойла государств стало возможным благодаря тому, что они добились признания своей власти со стороны токуз-огузов. Другими словами, племенной строй токуз-огузов, внутриплеменная субординация и соподчинение в огромной мере способствовали быстрому формированию правящей верхушки государства.

Повторим, что все тюркские государства появились в результате объединения множества племен и союзов племен под властью могущественного вождя, предводителя.

К оглавлению книги