Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

КНИГА IV. ГЛАВА I. Международные отношения тюркских государств в VI веке

§ 93. Отношения династии Бумина с китайцами

Мы знаем, что тюркское государство, созданное Бумин-ханом и Истеми Ябгу, было разделено на восточную и западную части. Ханы обеих частей находились в политических отношениях с китайцами. Мы ограничимся рассказом лишь о тех связях, которые были важными для тюркской истории.

Тюрки и китайцы постоянно соперничали и враждовали между собой за политическое господство в Азии. На Дальнем Востоке превосходство было то у тюрков, то у китайцев. В середине VI века, когда ханы Бумин и Истеми создавали в Центральной Азии великое тюркское государство, Китай потерял политическое единство, и превосходство перешло к тюркам. На территории Китая появилось несколько самостоятельных владений. На западе Китая правила династия Ци. На севере было два государства, которыми владели династии Тоба. Эти государства назывались восточный Вей и западный Вей. Тюрки называли династии Тоба «Табгач» ( 733). Это были окитаившиеся тюркские роды. Ни один из них не был достаточно сильным, чтобы подчинить себе другой.

Сначала мы поговорим о политических отношениях китайских государей с династией Бумина.

Китайцы всегда строили свои отношения с тюрками на дву х основных предпосылках:

1) стараться сосуществовать в мире с тюркскими правителями, которые были сильными в политическом и военном аспектах;

2) вносить раскол между разными тюркскими группировками, сталкивать их друг с другом и таким образом ослаблять тюрков.

В середине VI века, в период, когда создавалось тюркское государство и даже после его создания, китайцы предпочитали мирные отношения с тюрками. Они проявляли к тюркам уважение. Ранее мы уже говорили об отношениях Бумин-хана с представителями рода Табгач, известного под именем «династия западный Вей». Бумин был женат на дочери одного из правителей рода Табгач и, пользуясь нейтралитетом этого рода, сумел победить «жу-жанов».

Уничтожение государства «жу-жанов» было на руку и китайцам. Коло-хан (552-553), правивший после Бумин-хана, продолжал отношения дружбы с китайцами. В период правления другого сына Бумин-хана, Букана (553-573), правитель из династии «Чу», пришедшей на смену «западному Вей», женился на дочери Букана и также поддерживал с ним добрососедские отношения.

Так же как правитель славного государства Сасанидов, Нуширван считал честью взять себе в жены дочь Истеми-хана, властителя западной части Тюркского государства, также и правитель китайской династии «Чу» надеялся на укрепление своей власти, будучи зятем Букан- хана.

Все крупные властители Азии чувствовали необходимость в опоре на дружбу с тюрками, которая давала гарантии безопасности их правлению. Таким образом, периоды властвования Букан-хана и Истеми-хана были одними из блестящих периодов тюркской истории.

Наследовавший Букан-хану Тапу-хан (573-583) также поддерживал отношения дружбы с китайцами. Очевидно, что при Талу китайцы предпринимали усилия для распространения буддизма среди тюрков. В первые годы (570-576) царствования Талу правитель династии «северный Ци» Вен Кунг велел перевести на тюркский язык одно из значительных произведений буддизма - книгу «Нирвана сутра», для представления ее в дальнейшем Тапу-хану. Кроме того, во дворец Тапу-хана был направлен буддийский монах, который смог убедить хана принять буддизм. Тапу-хан исполнял обряды буддийской религии, возвел в столице памятник Будды и отправил в Китай послов с тем чтобы они доставили оттуда книги по буддизму (734).

Тапу-хан не ограничился тем, что лично принял буддийскую веру. Он предпринял усилия, чтобы склонить к ней тюрков. Однако буддизм не получил распространения среди тюрков области Орхона.

Также нет данных о том, что ханы, правившие после Тапу, были буддистами.

§ 94. Истеми-хан и Иран

Бумин-хан умер в 552 году (735). После этого в восточной части Тюркского государства сначала правили его сыновья, а затем внуки. Брат Бумина и его постоянный соратник Истеми-хан создал новое государство в Западном Туркестане. Оно простиралось от Китайского Туркестана до бассейна Волги и от казахских степей до границ Ирана. В период, когда Истеми-хан создавал государство в Западном Туркестане, в Иране властвовал представитель династии Сасанидов Нуширван (531— 570). Время Нуш ирвана-один из лучших периодов иранской истории. Но уже при отце Нуширвана, Кобаде, Сасанидское государство стало проявлять признаки упадка. В эту эпоху Иран после мощного культурного подъема переживал события, способствовавшие его регрессу, подобно тому как это происходило в истории всех крупных народов.

Причин политического и культурного регресса в Иране было несколько. Главной из них. была ужасающая несправедливость в распределении богатств страны. Именно поэтому в последние годы правления Кобада Иран потрясли в ыступления сторонников уравнительства. Нуширван смог подавить их . Он провел целый ряд реформ и сумел на время устранить экономический кризис. Однако сил на противостояние внешним врагам у государства не осталось.

У Ирана того периода было два главных врага: на востоке и севере (Туркестан) - белые гунны (тюрки-эфталиты), на западе - Восточная Римская империя. В год восшествия Нуширвана на престол (531) в Западном Туркестане правили эфталиты (736) (белые гунны).

Белые гунны в течение двух веков были соседями и врагами иранцев. Между ним и произошло немало войн, впрочем, были и мирные периоды (737).

Согласно договору, который заключил правитель Ирана Бехрам Гур, граница, разделявшая белых гуннов и иранцев проходила по реке Аму-дарье, как это было с древнейших времен в истории Ирана и Турана (738). Около 484 года хан белых гуннов Аксунвар победил в сражении царя-сасанида Пируза и велел убить его. После этого иранцы стали выплачивать белым гуннам дань (739).

В 494 г. иранский правитель Кобад, принявший сторону радикальной секты маздакитов, был схвачен своими подданными и брошен в темницу. Сумев бежать из нее, он нашел убежище у царя белых гуннов и женился на гуннке (740). Вскоре он с войском белых гуннов вернулся в Иран и вновь занял престол.

Хотя центром государства белых гуннов был Западный Туркестан, Северный Афганистан также подчинялся им. В конце концов белые гунны заняли и часть Северной Индии. В период своего расцвета государство белых гуннов занимало территорию от Карашара в Китайском Туркестане до Каспийского моря и от казахских степей на севере до Газны на юге. На севере Индии несколько областей также были во владении белых гуннов. Их столица меняла свое местонахождение по мере расширения государства. В начале это был один из городов Западного Туркестана. После овладения Северным Афганистаном у белых гуннов было две столицы: Бамиян и Балх. В одно время столицей белых гуннов был город, который иранцы называли Вариджан, а арабы - Эль-Валидже (741).

Вторым врагом Ирана были римляне.

Вскоре, после того как было создано государство Бумина, правитель западной части Китайского Туркестана Истеми-хан, намеревавшийся совершать завоевания на западе, заключил договор с властителем Ирана Нуширва-ном против белых гуннов. Затем тюрки'с востока, а иранцы с юга напали на белых гуннов и разгромили их. Правящей верхушке белых гуннов удалось бежать в Индию. Тюрки и иранцы разделили их земли между собой.

Территории к востоку и северу от реки Амударьи занял Истеми-хан, а области к югу и западу от Амударьи перешли к Ирану. Река Амударья составила границу между государством Истеми и Ираном.

Нуширван опасался возможного нападения на Иран Истеми-хана. Иранцы в военном отношении не обладали силой, способной противостоять тюркскому войску. Нуширван хорошо знал, что почти во всех сражениях между иранцами и тюрками побеждали последние. Он был твердо уверен в необходимости мирных отношений с тюрками. Для этого он решил породниться с династией Истеми и попросил себе в жены его дочь. Тюркский хакан не счел нужным возражать.

Хотя после этого события между тюркским и иранским государствами и установились добрососедские отношения, долго они не продолжались. Главным фактором, способствовавшим ухудшению отношений стал хозяйственный (экономический).

Как известно, в древний период и в средние века шелк был товаром, который пользовался широким спросом у аристократических слоев высокоразвитых обществ. Каждый год в Иран, и особенно в Византию, ввозилось большое количество шелка и шелкового материала из Китая и Китайского Туркестана. В VI в. разведением шелкопряда занимались две страны, преуспевшие в этом ремесле. Это были Китай и Китайский Туркестан (742). Продажа шелка считалась наиболее прибыльной в международной торговле. Еще во времена Римской империи Китайский Туркестан был известен как «страна шелка» (Серинада). Для покупки шелка римляне отправлялись далеко на Восток, в Фергану, которая считалась центром международной шелковой торговли (743) Издавна торговый путь в Византию и Рим проходил через Китайский Туркестан, Западный Туркестан и Иран. Население, жившее вдоль этого пути, пользовалось всеми преимуществами своего положения.

В период, когда в Монголии и Китайском Туркестане правили «жу-жани», шелковы й путь был, очевидно, закрыт. Когда Истеми-хан завоевывал Западный Туркестан, шелк доставляли морем из Китая к пристаням Персидского залива.

Сразу же после того, как великий тюркский хакан подчинил Запад-         А

ный Туркестан, он в целях обеспечения экономического благополучия населения решил восстановить сухопутный «шелковый путь». Для этого было необходимо, чтобы шедшие из Китайского Туркестана в Восточную        %

Римскую империю караваны получили возможность свободного прохода через территорию Ирана. Если говорить современными терминами, от Ирана требовалось разрешение на транзитные перевозки через страну. В 567 году Истеми-хан направил к своему зятю Нуширвану послов с тем чтобы они добивались у него разрешения на прохождение тюркских караванов по земле Ирана. Возглавлял посольство человек по имени Маньяк. Вместе с посольством к Нуширвану были отправлены тюки с шелком. Иранцы были категорически против предоставления тюркам права на транзит через свою территорию. Они были заинтересованы в том, чтобы шелк с востока поступал морем в города Персидского залива. Иранцы отказали Маньяку в его просьбе. Более того, скупив весь шелк, привезенный тюркскими купцами, они демонстративно сожгли его. Этим актом иранцы хотели показать, что вовсе не нуждаются в шелковой материи.

Вскоре после этого Истеми отправил к Нуширвану новое посольство. Однако иранцы, пригласив тюрков на пир, отравили их, а затем распространили слух, что тюрки умерли, не вынеся иранского климата. Все это иранцы проделали по наущению Кутлука - белого гунна, служившего при дворе Нуширвана.

Истеми-хан был разгневан безнравственными, согласно международному праву, деяниями зятя. Однако он не стал горячиться, а счел за благо выработать специальный план (744).

Отомстить иранцам было необходимо, но как? Сразу же объявлять

Ирану войну, не будучи твердо уверенным в успехе, было бы неразумно. До вступления в войну нужно было выяснить сущность отношений между Ираном и Восточной Римской империей. С этой целью Истеми хан в 567 г. отправил посольство в Византию.

§ 95. Политические отношения Истеми-хана с Восточной Римской империей. Тюркский посол в Константинополе VI века

В последние месяцы 567 года Истеми-хан отправил ко двору византийского императора посольство (745). Его главой снова был назначен опытный дипломат Маньяк, которому была поручена важная и загадочная миссия. Маньяк вез византийцам следующие предложения:

1) заключить между Тюркским и Византийским государствами союз против Ирана;

2) после заключения союза предпринимать совместные усилия для того, чтобы принудить Иран пропускать через свою территорию торговые караваны;

3) в случае, если Иран не поддастся давлению и отвергнет требования двух стран, договориться об одновременном объявлении ему войны;

4) после войны, которая, несомненно, закончится поражением Ирана, поделить его территорию между тюрками и Византией.

Посланник Истеми-хана Маньяк прибыл в Константинополь в 568 году. Тогда Восточной Римской империей правил император Юстинни-ан II (565-578). Он наследовал самому могущественному правителю Византии Юстиниану I (527-565).

Итак, в один из дней 568 года Юстиниану Второму доложили, что ко двору прибыло посольство из страны, именуемой «Туркья» (746). Это известие, надо полагать, вызвало при византийском дворе достаточное беспокойство. Как будто предчувствуя, что через девять веков тюрки станут господами Константинополя, византийские вельможи испытывали безотчетную тревогу.

Они задались целым рядом вопросов. Что это за народ - тюрки, о которых по сей день ничего не было слышно? Где расположена их страна? Нам известны эфталиты, гунны, но кто же такие тюрки? С какой целью прибыло их посольство? Что они хотят от нас? Не станут ли они требовать выплаты дани, как это сделали авары, поселившись в Панпонии (Венгрии)? А может быть, это посольство - предвестник близкого нашествия тюрков?

Да, вопросов возникло немало. Однако, так или иначе, нужно было сначала принять послов. Юстиниан принял Маньяка со всей возможной торжественностью и оказал ему высшие знаки внимания. У Маньяка была верительная грамота и письмо, написанное хаканом императору. Оба документа были на тюркском языке и написаны тюркским письмом.

С помощью переводчика император задал послу несколько вопросов. Когда речь зашла об эфталитах (белых гуннах), между Юстинианом и Маньяком произошел следующий диалог:

- Уничтожена ли полностью сила (власть) эфталитов?

-  Да, Ваше Величество, полностью уничтожена.

-  Эфталиты были народом, жившим в городах (оседлым) или в селениях (были земледельцами или кочевали)?

-  Эфталиты были городским народом (у них были города).

-  Таким образом, теперь в их городах властвуете вы, тюрки?

-  Ваше Величество, Вы совершенно правы, это так.

-  Можете ли вы назвать мне теперешнюю численность свободного народа под названием «авары»?

- Ваше Величество, часть авар до сих пор находится там (в Азии). Они - наши подданные. Число же восставших против нас авар (европейских) около 20 000 (747).

После официальной церемонии и ответа на вопросы Маньяк-ara рассказал императору об основных задачах посольства. Он официально сообщил ему о том, что в Западном Туркестане на месте бывшего государства эфталитов создано Тюркское государство, а также передал императору предложение тюркского хакана заключить союз между тюрками и византийцами, направленный против Ирана, который препятствует торговым сношениям тюрков с Восточной Римской империей, и против авар, регулярно совершающих набеги на Византию.

Маньяк-aгa хорошо знал, что авары были грозными противниками для византийцев и что отношения между Византией и Ираном оставляли желать лучшего, поэтому он заверил императора в готовности тюрков выступить против любого врага Восточного Рима.

Византийцы были поражены тем, что тюркский посол обладал ясным видением обстановки, смелостью, необходимой для твердого, без обиняков и изощрений изложения цели. Ведь сами они не мыслили ведения политических дел без хитрости и интриг. Они не смогли дать четкого ответа на предложения посла тюрков, так как практически ничего не знали об этом народе. Не ведая истинной силы Тюркского государства, византийцы так и не решились положительно или отрицательно отреагировать на слова Маньяка. Они сочли за благо отложить решение вопроса, а тем временем надеялись собрать о тюрках побольше сведений.

Византийцы под разными предлогами надолго задержали Маньяка в Константинополе, пытаясь отвлечь его внимание различными развлечениями. После нескольких месяцев пребывания в столице Византии Маньяк, наконец, понял, что он не получит точных ответов и решил покинуть Константинополь. Вместе с Маньяком к Истеми-хану отправилось и византийское посольство, снаряженное Юстинианом (748).

Посольство Земаркоса. Во главе этого посольства был государственный чиновник по имени Земаркос. Его сведения о «Тюркии» дошли до нас благодаря произведению римского историка Менандера Протектора, уже упомянутого выше. Мы не будем приводить их здесь подробно, но считаем, что будет весьма полезным указать на некоторые из этих сведений, имеющих важное значение с точки зрения истории тюркской цивилизации.

На границе Тюркского государства византийских послов заставляют пройти между двух огней. Весь их багаж уничтожается жрецами-шаманами в ходе выполнения специального обряда.

На границе тюркские купцы, торгующие различными вещами, изготовленными из железа, предлагают их послам.

Послы прибывают прямо в одну из столиц Истеми хана - Актаг (749).

Истеми-хан принимает послов в роскошном шатре, который мастерски украшен изящными разноцветными шелковыми тканями и коврами. Хан сидел в глубине шатра на золотом троне. После приема в честь посла был устроен пир, на котором ему вместо вина был предложен кумыс.

В столице хана было много дворцов, построенных в виде шатра. В одном из них находилось очень много изделий из золота: статуй, сосудов и кувшинов. Один дворец украшали колонны, облицованные золотом. В другом дворце находился золотой трон на ножках, сделанных в форме четырех павлинов. Кроме того, перед всеми другими дворцами тюрков стояли повозки, доверху заполненные серебряной посудой и фигурами животных из серебра.

Земаркос указывает, что «тюркские металлические изделия совершенно не уступают металлическим предметам, изготовленным у нас в Константинополе».

Вскоре после списанных византийским послом событий Истеми-хан покинул Актаг и переехал в свою восточную столицу Талас (750), забрав с собой и Зем аркоса.

В Таласе Истеми-хан принимает посольство правителя Ирана. В церемонии приема разрешено принять участие и Земаркосу. Истеми-хан в присутствии Зема.ркоса гневно упрекает иранского посла в том, что иранцы плохо обращаются с тюркскими посланниками, совершают действия, противоречащие международному праву. Хан подробно перечисляет случаи вероломства иранцев. Земаркос, будучи очевидцем всего этого, окончательно убеждается в том, что мирным отношениям между Ираном и тюрками и ришел конец и война неизбежна. С этим убеждением он покидает Талас. Перед отъездом Земаркос получает от Истеми-хана ценные подарки. Вместе с византийцем хан отправляет в Константинополь своего представителя Тагма Тархана.

Описывая путь назад, Земаркос упоминает о реках Яйык и Итиль. Таким образом, выясняется, что уже в VI в. н.э. они имели тюркские названия.

Земаркос пишет также о том, что огуры, населявшие юг современной России, признавали Истеми-хана своим правителем. На основе этого появляется возможность следующего утверждения: земли, находившиеся под власть, ю Истеми-хана простирались от Китайского Туркестана на востоке до Восточной Европы на западе. Сохранившиеся в хрониках Мекандера Протектора записи Земаркоса являются важным историческим документом. Если относящиеся к тому же периоду китайские летописи содержат односторонние, тенденциозные и принижающие роль тюрков сведения, то отчет византийского посла отличается беспристрастностью, живостью и объективностью, он реально освещает прошлое тюрков. Если бы наши познания о тюркской истории периода Истеми-хана формировались только на основе китайских источников, то мы не смогли бы составить о нем верное представление.

Византийские, китайские исторические источники, а также сведения, содержащиеся в орхонских надписях дают возможность получить довольно полную и живую картину политической и культурной жизни тюрков VI—VIII вв.

Политически e отношения между тюрками и византийцами не ограничились посольствами Маньяка и Земаркоса. Византийские историки сообщают о том, что спустя несколько лет после поездки Земаркоса к Истеми-хану в Константинополе побывал тюркский посол Анакастес («ана кардеш») (751).

Тюрки использовали все возможности для того, чтобы столкнуть византийцев с иранцами. Конфликт Византии с Ираном был важен для тюрков. Они хотели с помощью византийцев сначала ослабить иранцев, а затем и подчинить их себе.

Около 571 года между Ираном и Восточной Римской империей действительно началась война. С некоторыми перерывами византийско-иран-ские войны продолжались вплоть до появления исламской религии (752). В 571 году после начала войны византийцы стали упрашивать тюрков также вступить в боевые действия, с этой целью они отправили к ним несколько посольств. Лишь об одном таком посольстве сохранились подробные сведения. Речь идет о посольстве 576 года во главе с Валентином, отправленным императором Тиберием. Официальной целью посольства было сообщить тюркам о смерти Юстиниана Второго и восшествии на византийский престол Тиберия. Однако реальная задача, поставленная перед послами была такова: принять отвергнутые девятью годами ранее (568 г.) предложения тюрков о заключении союза против Ирана

Согласно византийским источникам, маршрут следования посольства Валентина в «Тюркию» пролегал через южные земли современной России. Сначала посол проследовал через земли (753) «от-огуров», главой которых был Ак Ага, затем пересек казахскую степь и прибыл в область около реки Чу, населенную тюрками-тюргешами. Здесь послов принял сын Истеми- хана, который, по всей видимости, в силу того, что его отец правил тюрками-тюргешами, носил титул «Тюргеш Шад» (753). Однако на этот раз тюрки встретили византийских послов недружелюбно, «тюргеш шад» обратился к Валентину со словами порицания:

«Вы, византийцы - народ, который вечером говорит одно, а утром другое, для того чтобы создать страх и тревогу в окрестных странах. Разве не так? С такой же легкостью, как я могу засунуть пальцы в рот и вынуть их оттуда, вы изменяете своему слову для того чтобы обмануть нас. Вы надеетесь с помощью лжи обмануть другие народы, подвергнуть их опасности, а потом бросить на произвол судьбы. У вас нет другой цели, кроме как использовать в своих интересах несчастье других народов. И ваше посольство прибыло сюда, чтобы запугать нас. Я говорю с вами откровенно, потому что у тюрков нет обычая обманывать: мы отомстим вашему правителю.

Вы говорите мне о мире, союзе и в то же время заключаете договор с нашими врагами аварами. Но знайте, что, когда я пошлю против вас войско, то авары разбегутся, лишь заслышав звук наших камчей. Если они вздумают оказать сопротивление, то будут полностью уничтожены, раздавлены под копытами наших коней, как муравьи.

Вы говорите также, что нет другого пути в Константинополь, кроме того, что пролегает через Кавказ, но это — ложь. С ее помощью вы как будто хотите заставить меня отказаться от войны с вашим государством. Но я знаю, что есть путь через реки Днепр и Дунай. Мы хорошо знаем этот путь, которым бежали в Византию авары, теснимые моими подданными. (Кроме того), у нас есть достаточные сведения о ваших силах. Весь мир от Дальнего Востока до Дальнего Запада подвластен нам, тюркам. Аланы, от-огуры (утур-огуры), несмотря на всю их храбрость, не смогли оказать нам сопротивления» (754).

Эти слова напугали византийского посланника. Он решил, что его казнят и стал говорить о том, что нападение на послов противоречит межгосударственным правовым отношениям. Однако тюрки не собирались убивать Валентина. Слова тюргеш шада имели целью сбить спесь с византийцев.

После главной речи тюргеш шад сообщил византийскому послу о том, что тюрки сейчас, в связи со смертью Истеми-хана, держат траур и в знак этого ранят себе лица, сбривают бороды и стригут волосы. Посол обязан был участвовать в трауре. Затем тюргеш шад направил посла к своему брату Тарду-хану, занявшему тюркский престол после смерти Истеми-хана. Перед отъездом посла тюргеш шад известил его о своем намерении осадить пристань Пантикапей (Керчь) в Крыму, принадлежавшую византийцам. И действительно, через некоторое время все крымские порты и пристани византийцев были заняты тюрками. Таким образом, период мирных отношений между Византией и Тюркским государством завершился (755).

В Византийских источниках не содержится сообщений о встрече Валентина с Тарду-ханом, однако известно, что несмотря на войну между Византией и тюрками, восточно-римский посол вернулся домой живым и невредимым.

Среди сведений византийских источников, касающихся посольства

Валентина, интересно следующее. Валентин привез с собой в «Тюркию» около ста тюрков. Возникает вопрос: что они делали в Константинополе? Очевидно, что это были не военнопленные, ибо тогда военные действия между византийцами и тюрками еще не начались. Без сомнения, это были тюркские купцы, чувствовавшие близость войны и по этой причине стремившиеся скорее вернуться на родину.

Если отношения азиатских тюрков с византийцами установились после посольства Маньяка, то начало отношений европейских тюрков с Восточной Римской империей нужно отнести к более раннему периоду.

По всей вероятности, около 598 г. политические отношения между византийцами и тюрками снова улучшились, потому что византийские источники именно к этому году относят письмо Тарду-хана к императору Маврикию. Хотя содержание его не зафиксировано в источниках, начальное предложение известно. В нем Тарду-хан называет себя «великим тюркским хаканом, правителем семи народов и семи климатов мира» (756).

Таким были основные этапы тюрко-византийских государственно-политических отношений VI в. н.э.

§ 96. Отношения между династией Истеми-хана и Китаем

Истеми-хану в качестве правителя Западного Тюркского государства наследовал его сын Тарду-хан (576-603). Он был одним из могущественных государей своего времени. Ему были подвластны Западный Туркестан, часть Восточного Туркестана, казахские степи, а также население северного побережья Черного моря.

Период правления Тарду-хана в Западном Тюркском государстве соответствует времени властвования Ишбара-хана в Восточном Тюркском государстве.

В соответствии с политической традицией тюрков хакан, резиденция которого находилась в священных горах Отукен, всегда считался самым главным ханом. Другие ханы подчинялись ему. Поэтому, с точки зрения общественного права, Ишбара-хан был выше Тарду-хана. Однако Тарду-хан на деле был во всех отношениях сильнее Ишбара-хана. Подвластные ему территории были больше, народ богаче.

Около 581 года основатель династии «Суй» Ян Кьен подчинил себе весь Китай и стал проводить в отношении тюрков традиционную политику. Выше мы уже излагали ее основы, которые определялись целью внести раскол в тюркскую среду, столкнуть между собой различные группировки и таким образом ослабить тюрков.

Такую политику во все времена проводили крупные империалистические государства по отношению к политическим противникам и большим народам, подданным этих государств. Римляне сформулировали ее следующими словами: «разделяй и властвуй» (757).

Китайцы пре жде всего хотели ослабить наиболее близких к ним восточных тюрков. Едва придя к власти в Китае, Ян Кьен стал искать средства, способные посеять вражду между Ишбара-ханом и Тарду-ха-ном, настроить одного против другого. Самым действенным было бы вызвать взаимную зависть между двумя ханами.

Китайцы во все времена проявляли большое мастерство в использовании в своих целях соперничества между тюркскими правителями и беями.

В описываемый период Тарду-хан был действительно могущественным властителем. В то же время в правовом отношении Ишбара-хан занимал более высокое место. Он считал себя Верховным ханом (Высшим хаканом), потому что был наследником Бумин-хана. Тарду-хан наследовал Истеми -хану, который подчинялся Бумину. Ишбара-хан испытывал зависть к более сильному Тарду-хану, страна которого была гораздо богаче. Последний же считал Ишбара-хана совершенно незначительным ханом, правившим где-то в Монголии. Ощущение реального могущества побуждал Тарду к пренебрежению политической традицией. Он вовсе не собирался подтверждать правовое превосходство Ишбара-хана. Китайцы, осведомленные об этих настроениях ханов, решили подогреть их взаимную неприязнь.

На начальном этапе для них было важным ослабить восточных тюрков с помощью западных. Разными способами они старались дать почувствовать Тарду-хану, что считают его выше Ишбара. Например, когда во дворец китайского императора одновременно прибывали послы обоих ханов, первым получал аудиенцию посол Тарду-хана. Равным образом его послам выказывалось большее внимание и гостеприимство. Впрочем:, китайцы не ограничились этим. Однажды китайский император послал Тарду в качестве подарка золотое древко знамени. Его вершина была выполнена в форме волчьей головы.

Согласно тюркской традиции, владение знаменем с таким древком было исключительной привилегией и правом великих хаканов. Таким  образом, китайцы, посылая Тарду-хану древко с вершиной в форме головы волка, ясно давали понять, что считают именно его Высшим хака-ном. Этот шаг китайцев был ловушкой, устроенной против тюрков, против их единства. Удивительно, но тюркские ханы не поняли этого.

Вслед за этим в результате интриг китайцев несколько беев в стране Ишбара-хана подняли против него восстание. Один из них, Талупйан, перебежал к Тарду-хану. Точно так же как переход Кара Юсуфа к Баязи-ту дал толчок к началу войны между ним и Тимуром, и переход Талупй-ана под покровительство Тарду стало причиной военного конфликта между ним и Ишбара-ханом.

Китайцы с удовлетворением наблюдали за междоусобной борьбой двух ханов. Вооруженные столкновения продолжались в течение нескольких лет. В конце концов войска Ишбара-хана были потрепаны настолько, что он понял бесперспективность дальнейшего противоборства и перешел под покровительство Китая (584 г.). Другими словами, он стал китайским вассалом (758).

Это событие знаменовало конец величия государства Бумина, хотя оно и просуществовало еще некоторое время, управляемое своими ханами. В 630 г. при Кьели-хане восточные тюрки полностью потеряли политическую самостоятельность. Восточный Туркестан был провозглашен одной из провинций Китая, и тюрки стали китайскими подданными. Период китайского правления, как уже было указано выше, длился более 50 лет (до 682 года).

 

К оглавлению книги