Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА III. Основы международного права у гуннов и международные отношения

§ 69. Основы международного права у гуннов и международные отношения

В китайских летописях мы встречаем очень много сведений о политических отношениях между китайцами и гуннами.

Такие источники как послания гуннских правителей китайским монархам (533), а также договоры, заключенные между гуннами и китайцами, дают нам возможность составить четкое представление о международных отношениях гуннов и о их воззрениях на эти отношения. В этом смысле особую важность представляет письмо Мете китайскому императору Хиао-Вену. Мы считаем полезным дать ниже точные тексты этого письма и договора, заключенного в 47 г. до н.э. между гуннским правителем Хухания и китайцами.

Письмо великого Мете императору Китая Хиао-Вену (176 г. до н.э.)

«Великий гуннский Тенгри-Кут (534), возведенный на престол Богом (Тенгре), приветствует императора Китая и желает ему здоровья. Недавно мы получили от Его Всемогущества императора послание об устройстве мирных и родственных отношений. Этот вопрос разрешился в соответствии с обоюдным желанием сторон и содержанием писем.

В последнее время по причине того, что ваши чиновники на границе оскорбили (нашего) Западного Токи, он без моего разрешения и по наущению Ху-Хеу Нанчжу (535) и других вступил в конфликт с китайскими чиновниками и таким образом совершил действия, противоречащие договору, заключенному между двумя правителями. Он нарушил существующие между нами отношения братства и поставил Ханьскую династию в положение врага соседнего государства. Были получены два письма, в которых император Китая выразил недовольство. Отправленный нами с ответным письмом посол пока не вернулся. Также не вернулся и китайский посланник. Это положение, это недоразумение между двумя соседними государствами явилось причиной некоторых нежелательных действий.

Так как действия, противоречащие договору, произошли из-за ошибки нескольких мелких чиновников, я повелел принцу Токи идти в поход на юэчей.

С помощью Тенгре и благодаря тому, что наши воины были здоровы, а кони сильны, наша армия одержала над юэчами большую победу. Острота наших сабель заставила их нам подчиниться. (Кроме этого) в последнее время мы привели в Средней Азии к подчинению лоланов, усуней, хукутов (536) и других - всего 26 народов и стран. Все население этих стран стало воинами нашей армии, все народы составили с нами один дом (один народ) (536а).

После установления безопасности и порядка в северных странах я намереваюсь прекратить войну, дать отдых воинам, а коней пустить на луга для откормки. Я хочу, забыв о событиях, имевших место между нами (и вами), чтобы население на границах жило, как и раньше, в мире, дети росли, а старики до конца своих дней пребывали в спокойствии. Пусть (народы) из поколения в поколение пользуются миром и порядком.

Так как от императора Китая до сих пор пет ответа, я посылаю это письмо с придворным министром Хе-у-Ценом (537). Я также отправляю с ним верблюда, двух верховых и восемь ездовых коней. Если император не хочет приближения гуннов к границам Китая, он должен дать повеление пограничным чиновникам и приграничному населению удалиться от границы» (538).

Это письмо дает представление о взглядах правившего две тысячи лет назад тюркского правителя и военачальника и показывает характер международных обязанностей и отношений. Причем они характеризуют не только Мете Багатура, но и являются выражением мыслей всех тюрков его времени, умевших серьезно размышлять.

Мы не собираемся здесь подробно останавливаться на исторических обстоятельствах, побудивших Мете к написанию этого письма Впрочем, эти обстоятельства объяснены в самом письме. Дело в том, что в результате пограничного инцидента между двумя государствами их отношения осложнились.

Китайцы сконцентрировали свои войска вдоль границы. Мете требовал их отвода, а в противном случае угрожал Китаю вторжением. Одновременно он считал нужным информировать китайцев о победах своих войск в последнее время.

Содержание и стиль письма вызвали во дворце китайского императора одновременно гнев и страх. Одна часть придворной знати советовала императору объявить гуннам войну, другие же считали неприемлемой войну против Мете Багатура, который завоевал большую часть Средней Азии и подчинил своему господству все тюркские племена. Они говорили императору, что победить гуннов невозможно и что самым разумным решением было бы принять мир, предложенный гуннами, и условием которого был отвод китайского войска от границы. После долгих споров был выбран второй вариант действий.

В ответном письме китайский император писал Мете: «Я нахожу ваши рассуждения правильными. Великие и священные правители прошлых лет думали точно так же» (539).

Вместе с письмом император направил ко двору Мете очень много подарков.

Письмо Мете императору Китая было составлено в 176 г. до н.э. Великий Мете умер в 174 г. до н.э. Он правил 35 лет.

Мете Багатур, который первым в истории политически объединил тюркские племена и дал тюркам государственную организацию, был первым выдающимся государственным деятелем в истории азиатских тюрков. Вот почему величие Мете ощущали все историки, занимавшиеся изучением истории восточных гуннов.

Было выдвинуто предположение о том, что героический рассказ о великом тюрке, известном под именем Огуз-хан, в тюркских дастанах был биографией Мете, облеченной в форму дастана (540). Английских синолог Паркер в работе «Тысяча лет из истории татар» так характеризует Мете: «Мете - это один из великих завоевателей в истории. Завоевание Кира, Александра Македонского, Дария, Цезаря, Помпея были не более обширными, чем завоевания Мете на другом краю Азии. Другими словами, история Дальнего Востока вызывает такой же интерес, как и история Дальнего Запада. Необходимо только иметь «способность к изучению этой истории» (541).

В период правления Мете гунны в политическом отношении были сильнее китайцев. Стиль письма, написанного гуннским императором Мете китайскому императору при всей своей учтивости имеет повелевающий характер. Благодаря произведениям китайских историков до нас дошли, кроме указанного выше письма Мете, и другие его письма, адресованные китайскому императору, а также послания Тенгри Кутов, занимавших гуннский престол. Все эти письма написаны в повелительном тоне. Послание же китайских императоров составлены очень учтиво и уважительно. Так, например, в письме, отправленном китайским императором сыну Мете, Кыюк Тенгри Куту в 166 г. до н.э., он просто умоляет гуннского императора заключить мир (542).

При Мете и его наследниках отношения между гуннами и китайцами были мирными. Некоторое время спустя гунны обязали китайцев платить им дань (543).

Выше мы дали текст письма гуннского императора Мете китайскому императору, ниже даем текст одного из договоров, заключенных между китайцами и гуннами.

§ 70. Договор, заключенный между гуннским правителем Хуханье (544) и китайскими послами Хан Чангом и Чанг Мунгом в 47 г. до н.э.

Начиная с сегодняшнего дня и на все будущие времена китайцы и гунны заключают между собой союз с целью составить единый род (быть братьями), не обманывать друг друга и не нападать друг на друга из поколения в поколение (и устанавливают следующие принципы):

1. В случае, если подданные одной из договаривающихся сторон совершат воровские или разбойные действия, потерпевшая сторона тотчас сообщит об этом другой стороне, и виновный будет наказан и (потерпевшему) будет возмещен ущерб..

2. Если одна из двух сторон подвергнется нападению третьей страны, другая страна должна оказать ей военную помощь посредством отправки войска. Пусть падет проклятие небес на того, кто осмелится нарушить договор. Пусть последующие поколения обоих народов уважают это соглашение (545).

§ 71. Основные принципы международного права у гуннов

Исходя из вышеприведенных документов, касающихся международных отношений гуннов, мы приходим к следующим основным выводам:

1 .Представления гуннских тюрков об отношениях с другими государствами - это представления народа, достигшего очень высокой степени развития культуры.

2.Согласно гуннским представлениям, нормальными отношениями между двумя государствами являются мирные отношения.

3.  Международные отношения регулируются договорами.

4. Войны происходят из-за нарушения договоров.

5. Уважение к договорам - это священная обязанность людей.

6.  Государства предъявляют друг другу требования, просьбы и жалобы через послов.

7. Личность послов неприкосновенна («послам смерти нет»).

8. Санкции против нарушения договоров - проклятие Тенгри и война.

Церемония заключения договоров у гуннов была чрезвычайно оригинальной: для этого они вместе с прибывшими для заключения договора зарубежными послами поднимались на вершину священной горы.

Сначала ножом, называемым «кинглук» (546), приносили в жертву белого коня. Во время жертвоприношения специальный сосуд наполняли молоком, кумысом или вином. Затем представители обеих сторон, которым предстояло заключить договор, наносили себе рану (делали порез) и добавляли в сосуд с кумысом (молоком или вином) по несколько капель своей крови. После этого представители обеих сторон погружали в содержимое сосуда свои сабли и несколько раз произносили положения договора. Далее они торжественно декларировали уважение и почтение к договору и пили кумыс (молоко или вино), смешанный с кровью (547).

§ 72. Хозяйственная жизнь гуннов

Часть гуннов занималась земледелием. Другие обеспечивали себе пропитание разведением скота. У каждого гунна был участок земли (548). Гунны сеяли в основном пшеницу, ячмень и просо.

Гуннские правители на подвластной им территории заботились о развитии сельского хозяйства и обеспечении населения продовольствием. На плодородных, но не вовлеченных в земледельческий оборот землях они устраивали земледельческие «колонии» (549). Для того чтобы не допустить массового голода, правители обеспечивали необходимые запасы зерна, хранившиеся в амбарах (550).

Тот факт, что гунны, не ограничиваясь скотоводством, занимались и земледелием, подтверждается находками земледельческих орудий в курганах.

Что касается скотоводства, то гунны разводили, главным образом, лошадей, коров, быков, верблюдов, ослов, мулов и овец. Определенное количество голов скота, которое превышало потребности государства, они продавали в соседние страны.

Ввиду того, что значительная часть гуннов была занята разведением скота, земледельческой продукции в засушливые годы не хватало. В таких случаях гунны приобретали необходимое количество зерна на базарах, расположенных у границы с Китаем (551). В обмен на зерно они продавали китайцам крупный рогатый скот, кожу, шерсть и, по всей вероятности, изделия из железа. Часть продовольствия и некоторые другие предметы потребления выплачивали подчиненные гуннам племена в качестве дани. Среди них самую большую группу составляли китайцы. Они выплачивали дань в большинстве случаев натурой. Это были зерно (просо, рис), шелковые и хлопчатобумажные ткани, а иногда сельскохозяйственные орудия. Размер дани был различным в зависимости от времени и типа договора. И после того, как китайцы объявили гуннских правителей своими вассалами, они продолжали платить им дань (552).

Кроме китайцев, тюркам платили дань племена «сьен-пи» и «уху-ань», занимавшие в Гуннском государстве земли, граничащие с Маньчжурией. Их дань состояла из конских, бычьих и овчинных шкур (553). О видах дани, выплачивавшейся гуннам обитавшими на севере и западе тинглингами, усунями и жителями Китайского Туркестана, точных данных нет. Но сам факт даннических отношений не вызывает сомнения.

Тюркские подданные гуннов использовались, в частности, как воины в период войн.

Все необходимое для войны гунны производили сами. Недалеко от столицы находилось много мастерских. Кроме производства боевого снаряжения, в государстве было развито искусство изготовления одежды из кожи и шерсти, орудий труда, предметов вооружения и украшений из металла (554).

§ 73. Правовая сущность Гуннского государства

С точки зрения истории права каждое политическое образование, в соответствии со своей сущностью, имеет юридическое название. Политические образования классифицируются в соответствии с их наиболее существенными признаками.

У европейских народов, история политических и правовых институтов которых наиболее изучена, мы видим следующие виды политических (государственных) образований:

1) союз первобытных племен (племенное объединение);

2)варварская империя;

3) феодальная монархия;

4) абсолютная монархия;

5) конституционная монархия;

6) народная власть, демократия.

В истории азиатских народов те же этапы развития при наличии некоторых различий.

Какому же этапу политического развития из тех, что указаны выше, соответствовало государственное устройство гуннов? Это важный вопрос. Прежде всего, мы с определенностью можем сказать следующее: при Мете гунны ни в коем случае не представляли из себя племенной союз. Верно то, что до Мете и после него и даже в период его правления некоторые подчинявшиеся ему тюркские племена были объединены в союзы. Например, у толосских тюрков, которые впоследствии взяли себе или, точнее, которым было дано имя «уйгуры», племенные союзы имели очень важное значение. Однако при Мете и в последующий блестящий период Гуннского государства гуннское население не образовывало племенных союзов.

Гуннское государство - это высокоразвитое государство, монархия.

Населением ее управляли не главы племен, а начальники, назначавшиеся центральным правителем и принадлежавшие к правящей династии.

По моему убеждению, создание государства Мете стало возможным в результате победы тенденции к управлению из центра над племенной традицией.

В государстве Мете роль и значение племенных традиций были второстепенными. Государство Мете было царством, но каким? Варварской империей, абсолютной монархией или же феодальной монархией?

Для того чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить основные особенности общественно-политической системы, называвшейся на Западе «феодализмом».

Эти особенности таковы:

1. Как известно, в феодальном государстве вся земля поделена на участки разной величины. Такие участки называются «ленами».

2. Каждым леном владеет господин, сеньор.

3. Среди сеньоров существует разделение по титулам, отношения суверена и вассала. Господина и подчиненного.

4. Эти отношения вассалитета проистекают из договора.

5. Узы, связывающие сеньоров с главным сувереном (королем), очень слабы.

6. У каждого сеньора есть подчиняющееся лишь ему войско.

7. Военные отряды мелких сеньоров не подчиняются войску крупного сеньора или короля.

8. Феодальный строй - это власть феодалов, аристократов.

9. Население разделено на сословия. Есть так называемое «благородное сословие». Его самая выдающаяся особенность - военная служба.

Многие из этих черт, присущих феодализму, мы видим и в Гуннском государстве:

1. У гуннов страна также поделена на различные (555) бейлики. 24 административные единицы, на которые делилось Гуннское государство, скорее можно назвать ленами (феодами), чем просто провинциями.

2. У гуннов власть находилась в руках беев, и они составляли привилегированный класс, аристократию.

3. У гуннов правящий слой был одновременно военным сословием.

Все это - общие признаки, характеризующие как гуннскую общественную формацию, так и европейский феодализм.

Но есть и отличия между ними, заключающиеся в следующем:

1.  У гуннов была сильная центральная власть в лице правителя Тенг-ри Кута. Он не был монархом европейского типа, который был вынужден бороться за утверждение своей власти. Тенгри Кут обладал полнотой власти и огромным авторитетом, каждое его желание было для беев законом.

2. В системе европейского феодализма военные отряды сеньоров были самостоятельными. Между ними не было никакого соподчинения. В Гуннском государстве у каждого бея тоже было отдельное войско, но все эти войска подчинялись непосредственно Тенгри Куту. Тенгри Кут был их командующим, предводителем. Все беи и все воины в одинаковой степени должны были подчиняться Тенгри Куту. Он обладал правом немедленно наказывать неподчинявшихся ему.

3. В феодальной Европе отношения между крупным сеньором и его вассалом опирались на договор. Это были частно-правовые отношения, основанные на договорной связи.

В гуннской политической формации подчинение б.еев Тенгри Куту не предопределялось договором. Оно определялось принципами общественного права, порожденного властью, которая в правовом смысле признавалась благодаря силе и авторитету Тенгри Кута.

Гуннское государство отличалось от европейского феодального государства. Можем ли мы назвать Гуннское государство централизованной монархией? Да, Гуннское государство было абсолютной централизованной монархией. Однако этой монархии были присущи и элементы феодализма. Это государство являлось централизованной монархией, содержащей в себе и элементы феодализма. Другими словами, это - тюркский феодализм. Другие примеры тюркского феодализма мы видим в Сельджукском и Османском государствах (556).

 

К оглавлению книги