Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА II.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АЗИАТСКИХ ГУННОВ:

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО

§ 59. Правитель и власть в Гуннском государстве

Во главе Гуннского государства находился правитель, обладавший широкими полномочиями. Правители имели титул Тенгри Кут(498). Право правления было наследственным. Родовым именем правящей династии было Луанте (499).

Тенгри Кут являлся самым высоким должностным лицом государства. Все были обязаны ему подчиняться. Тенгри Кут назначал и увольнял высших чиновников. Тенгри Кут издавал новые законы (торе). Он принуждал всех подчиняться этим «торе».

Тенгри Кут (500) являлся высшим главнокомандующим армией. Он назначал других военачальников.

Все войско подчинялось ему. Во время войны Тенгри Кут самолично командовал войском. Одновременно Тенгри Кут был и высшим судьей. В особо важных делах он пользовался правом вынесения приговора. Он сам наказывал виновных.

Всеобщие курултаи собирались в месте, где находилась его ставка, и он лично председательствовал на них.

Тенгри Кут объявлял войну против врагов, заключал с ними мир. Послы, отправлявшиеся в другие государства, действовали от имени Тенгри Кута в качестве его представителей. Письма, посылавшиеся правителям зарубежных стран, подписывал Тенгри Кут. Также он утверждал договоры и соглашения. В письмах зарубежным правителям Тенгри Кут использовал титул «Великий правитель гуннов, посаженный на престол Богом (Тенгри)» (501). Народы, обязанные выплачивать дань, отправляли ее непосредственно Тенгри Куту. На печати Тенгри Кута были следующие слова: «Государственная печать гуннского Тенгри Кута».

Кроме этих прав у Тенгри Кута было много важных обязанностей: защита границ государства от набегов чужеземцев, материальное обеспечение населения, поддержка в стране мира и безопасности (502).

§ 60. Беи в Гуннском государстве

Помощниками Тенгри Кута в государственном управлении были в основном беи. Среди беев существовала субординация. Высшие беи происходили из благородных родов (уругов). А самые знатные из категории высших беев происходили из уруга Тенгри Кута т.е. господствующей династии.

Беи в соответствии с исполняемыми ими обязанностями получали различные титулы. После «Тенгри Кута» высшим титулом был титул «Токи» (503).

Существовало два титула «Токи»: «Восточный Токи» и «Западный Токи». Таким же образом и другие титулы разделялись на восточные и западные. Таким образом, при наличии шести высших титулов (504) было всего 12 их обладателей. Каждый из них был губернатором (беем) определенной территории и командовал войском этой территории.

По важным вопросам Тенгри Кут совещался с беями. Все они обладали правом свободного голоса на собраниях. Высшие титулы переходили от бея к бею по праву наследования (505).

Высшие беи управляли областями (бейликами). Они пользовались довольно широкими автономными правами. В частности, беи имели право назначать внутри бейлика чиновников, а также военачальников.

Всего в Гуннском государстве насчитывалось 24 бейлика (области).

В случае получения вызова от Тенгри Кута, беи были обязаны являться к нему. Тенгри Кут мог приказать беям присоединиться со своими войсками к объединенной армии и участвовать в войнах, а также мог послать бея в поход с войском, подчиненным только ему, с повелением захватить ту или иную территорию либо подавить восстание.

Высшие и низшие беи были членами собрания при Тенгри Куте.

§ 61. Гуннские собрания (курултаи)

У гуннов было 3 типа собраний:

1. Законодательные и административные собрания. В начале каждого года гуннская знать собиралась для того, чтобы решать важные национальные и административные вопросы и принимать решения на следующий год. На этих собраниях иногда устанавливались правила, имевшие признаки закона (506).

На этих собраниях принимали участие только беи, которые занимали высшие административные и военные посты. Собрания проиходили в ставке Тенгри Кута.

2. Военные собрания. Осенью все войско собиралось в одном месте. Во время этого собрания определялось количество солдат и лошадей, боеспособность, происходил обмен мнениями о войне вообще, а также проводились военные учения и маневры (507).

3. Религиозные и всенародные собрания. Такие собрания проводились в пятом месяце года. Во время собрания гунны молились небесному Тангри и духу земли (Йерсу), а также производили обряд жертвоприношения предкам (508).

Собрания первого типа стали прообразами курултаев, которые проводились в постмонгольский период.

Собрания первого типа постоянно устраивались в ставке Тенгри Кута. Эта ставка в могущественные периоды Гуннского государства всегда находилась в месте, на котором впоследствии был воздвигнут город Каракорум.

§ 62. Военная организация у гуннов

Так как гунны сформировались в народность на основе военной общины, война и подготовка к войне занимали в их жизни важное место. Дети гуннов с малых лет обучались верховой езде и стрельбе из лука. Прежде чем учить детей верховой езде на лошадях, их тренировали в езде на овцах, а при обучении охоте мальчики сначала стреляли по полевым мышам и по хорькам (510).

Гунны в мирное время очень любили охотиться; они устраивали облавы на оленей и хищных животных, представляя их врагами на войне. Таким образом гунны и в целом древние тюрки учились воевать с врагами лицом к лицу.

Гунны воевали в конном строю. Все они были отличными всадниками. Каждый гунн имел доспехи. Перед военным походом они регулярно занимались военными маневрами. У гуннов были особые, очень серьезные методы тактики. Одним из главных основ такой тактики были мощные и стремительные атакующие действия. Причинами военных успехов гуннов были мастерство в стрельбе из лука и внезапное нападение. Гунны использовали такие виды оружия, как лук, стрелы, копье и сабля. Во время боя на дистанции они активно использовали лук и стрелы. В ближнем бою сражались саблями и копьями. Еще одной важной особенностью тактики гуннов был стремительный отход при необходимости. Иногда их отступление было ложным и, когда враги увлекались погоней за ними, гунны стремительно поворачивали коней навстречу противнику и обрушивались на него. Главной идеей тактики было ошеломить противника. Враги гуннов во время боя не могли до конца понять, отступают они или наступают.

Главными факторами военной тактики гуннов можно назвать безграничную храбрость и стремительность действий (511).

Войско гуннов делилось на десятки. Во главе 10 бойцов был десятник, во главе 10 десятков стоял сотник, а десятью сотнями командовал тысячник. Десять тысяч бойцов находились под командованием темника. В войске царила суровая дисциплина и субординация. Рядовые обязаны были подчиняться десятникам, десятники сотникам, сотники тысячникам и т.д.

Безусловно, что много традиций, отличающих тюркские народы от других наций, сохранилось с очень давних времен. Мы можем предположить, что почти все военные традиции тюрков были заложены в гуннский период, особенно при Мете Багатуре.

§ 63. Система наказаний у азиатских гуннов

В Гуннском государстве с целью поддержания безопасности и порядка большое значение придавалось системе наказаний. Наказание виновных было абсолютным правом и монополией государства. У гуннов, в отличие от обычая кровной мести, наблюдавшегося у первобытных племен, был установлен порядок наказания виновных государством. Наказание являлось прерогативой государства. Кровная (личная) месть была запрещена. Гунны делили преступления на тяжкие и легкие. Тяжкие преступления карались смертной казнью, а уличенным в мелких преступлениях уродовали (клеймили) лицо.

У гуннов было принято быстро решать судебные дела. Приговор обвиняемому выносили в течение 10 дней. Вот почему в гуннских тюрьмах было мало заключенных (512).

Как известно, в истории развития системы наказания существует

3 этапа:

1. Этап личной мести.

2. Этап имущественного примирения.

3.  Этап, на котором право наказания принадлежит исключительно государству.

Обычай личной мести является самой примитивной формой наказания виновного. Применение этого обычая наблюдается у народов, стоящих на низкой ступени культурного развития (513).

В человеческих общностях, в которых господствует этот обычай, право наказания виновных или право мщения в отношении родственников обвиняемых принадлежит лицам, потерпевшим тот или иной ущерб и их родственникам. (Исключением являются случаи, в которых затрагиваются интересы всей общности.)

На втором этапе обычай личной (кровной) мести (514) уступает место способу материальной компенсации (кун) ущерба. Этот этап характеризуется началом вмешательства государства в карательную сферу. Однако оно ограничивается пока установлением размера материальной компенсации и условий для ее выплаты.

Компенсация выдается непосредственно потерпевшему или его родственникам. Во многих правовых системах часть компенсации присваивается государством (515).

На третьем этапе карательное право принадлежит исключительно государству, т.е. находится в его монополии.

Три этапа карательной системы более или менее соответствуют определенным эпохам развития цивилизации. Эпоха племенных союзов характеризуется господством обычая личной мести, в варварских империях начинает применяться форма материальной компенсации и, наконец, по мере усиления централизации власти, государство монополизирует карательное право.

Гунны создали могущественное государство. Центральная власть в нем обладала большой силой. Уровень развития общественной правовой системы был в нем гораздо выше по сравнению с образованиями типа племенного союза или варварской империи. Естественно, что карательные функции в Гуннском государстве были монополизированы государством.

У гуннов карательное право опиралось на следующие принципы:

1) все преступления подразделяются на два вида: тяжкие и мелкие;

2)  карой за тяжкие преступления была казнь;

3)  карой за мелкие преступления было уродование (клеймение) лиц преступников;

4)  схваченные преступники до судебного приговора находились под стражей;

5)   нахождение преступника под стражей более десяти дней не допускалось;

6)  приговор обвиняемому должен был выноситься в течение десяти дней (516).                 

§ 64. Страна

Мете: «Земля - основа государства» .

В период правления Мете страна гуннов занимала обширные про- странства. Мете вновь присоединил к Тюркскому государству северо-китайские провинции. После этого он привел к покорности всех средне-

азиатских тюрков и, таким образом, политически объединил всех тюр-ков на территории от Монголии до Урала и Каспийского моря.             

При Мете Багатуре все тюркоязычные азиатские народы управлялись из единого центра.

Тюркское государство простиралось от Маньчжурии до Уральских гор и Каспия, от Сибири до Китая, Тибета и Ирана.

В тот исторический период у тюрков еще не было общего этнонима. Этноним «тюрк» еще не объединял всю расу. Жившие в различных областях тюрки назывались по имени господствующих правящих групп.

§ 65. Организация управления в Гуннском государстве

Гуннское государство было монархией. Во главе его находилась наследственная династия. Правитель носил титул «Тенгри Кут».

В период своего расцвета Гуннское государство делилось на две части - Восточную и Западную. Ими правили беи - родственники «Тенгри Кута», носившие титул «токи» (517). И Восточная и Западная части состояли из бейликов (областей). Во главе их находились беи (беки), носившие различные титулы.

Всего насчитывалось 24 бейлика (области). Бейлики, в свою очередь, подразделялись на «тысячи», «сотни» и «десятки» (тысяцкие, сотские и десятские округа). Правители областей (принцы и беи) одновременно являлись и их войсковыми начальниками, т.е. организационная структура Гуннского государства была военной по сути. Весь народ был единым войском.

Среди беев-правителей областей была строгая субординация. Десятские подчинялись сотским, сотские - тысяцким, тысяцкие - темникам (тюменам). Беи областей подчинялись «токи», а токи - «Тенгри Кутам». Все гунны во всех делах напрямую и безусловно подчинялись Тенгри Куту и выполняли все его приказы и повеления.

Беи - правители областей в своих пределах обладали определенными автономными правами. Другими словами, области Гуннского государства характеризовались известной степенью автономности. Однако-эта автономность не должна была нарушать политический централизм государства. Такой гражданский институт, как всеобщие народные собрания, а также обязанность населения, административных и военных чиновников всех рангов беспрекословно подчиняться повелениям Тенгри Кута, исключали подобную возможность.

§ 66. Население Гуннского государства

Состав населения Гуннского государства можно рассматривать, подразделяя его на категории по расовому, хозяйственному и правовому признакам.

Население в расовом отношении. По расовому и национальному признакам все население Гуннского государства состояло из двух категорий. Первая - народы и племена, являвшиеся тюркскими в этническом и языковом плане. Господствующими среди них были собственно гунны. Вторая - народы и племена, не относящиеся к тюркскому роду (518). Жившие в восточной части Гуннского государства, в Маньчжурии, народности «тунг-ху», «ухуван» и «сьен-пи», предки современных монголов, а также иранские племена, обитавшие в Восточном и Западном Туркестане, подчинялись гуннам, не будучи тюрками.

В этот период этноним «гунны» стал общим официальным названием для всех тюркоязычных племен. Но даже среди тюркоязычных гуннов были различающиеся между собой диалектами, занимаемой территорией и некоторыми местными традициями племена. В период расцвета Гуннского государства при династии Мете здесь жили следующие племена:

1. Хукуты. Вначале китайцы называли их хукутами, а впоследствии другими именами. В конце концов они получили известность как тюркский народ под именем «уйгуры». Эти тюрки занимали пространство от южных отрогов гор Таннуола в Северной Монголии до Желтой реки (Сары Ирмак) и от восточного Тянь-Шаня до устья реки Тарым. Хукуты были самым крупным народообразующим элементом Гуннского государства (519). Нетрудно предположить, что его основатели были представителями именно этих тюрков.

2. Тинг-линги. К северу от хукутов в местности под названием Таннуола жили тюрки, которые назывались «тинг-линг».

3.  Кыргызы. Обитали в бассейне реки Енисей (это предки современных кара-кыргызов).

4.  Тюрки и карлуки. На территории от гор Алтая до Тарбагатая жили тюркские племена, позднее ставшие известными как «тюрки и карлуки»(520).

5. Юэчи. Тюрки-юэчи занимали территорию в северо-западной территории Китая (восточная часть Китайского Туркестана), позже получившую известность как «Тангут» (521).

В период правления Мете Багатура (209-174 гг. до н.э.) юэчи был в подчинении у ханов. При преемнике Багатура Кыюке юэчи подняли восстание, однако оно было жестоко подавлено. После этого небольшая часть юэчей бежала в Тибет, а большинство ушло из Тангута на запад и расселилось на территории от среднего течения Сырдарьи до Каспийского моря. В конце концов это тюркское племя образовало на части территории Туркестана и Северного Афганистана свое государство.

6.  Усуни. Бассейн реки Или к югу от озера Балхаш был родиной усуньских тюрков. Племена усуни были очень многочисленны. Их столица находилась в восточной части территории, известной сейчас как Семиречье. Во время войны усуни выставляли войско из 188 тысяч воинов (522). Благодаря тому, что в землях, занятых усунями, было много гор, озер и рек, усуни жили богато. У самых богатых усуней было по 4-5 тысяч лошадей. Это племя по своим обычаям и традициям было очень похоже на господствующих гуннов. Подобно тому как это наблюдалось у тюрков в их различные исторические периоды, так и среди усуней встречались люди с голубыми глазами и светлыми волосами.

Среди официальных титулов, использовавшихся у усуней встречались «ябгу» и «бек» (523). У усуней были также распространены легенды, связывавшие их происхождение с волком (524).

7. Канглы. В северной части Западного Туркестана, населенной теперь казахами и киргизами, жили тюркские племена, которые в разные периоды назывались по-разному: в тюркской державе постгуннского периода - «он-оками», во времена династии Кутлуга - «тюргешами», а в дастане «Огуз-хан» они упоминаются как тюркские племена «канглы», которые после распространения ислама в тюркских землях образовывали различные объединения и, формируя различные союзы племен, принимали различные названия.

После того как Мете объединил всех тюрков, он провел успешную войну с Китаем и принудил их выплачивать дань. Китайцы были обязаны каждый год выплачивать гуннам дань в виде определенного количества шелковых тканей и зерна. Сам Мете женился на дочери китайского правителя.

Историческая заслуга Мете состоит в том, что он, с одной стороны, подчинил все тюркские племена единому управлению, а с другой - возродил и усилил присущие тюрками издревле прочные основы государственного устройства.

§ 67. Разделение населения по хозяйственному признаку

С точки зрения ведения хозяйства население Гуннского государства можно разделить на 2 части. Первую часть составляли тюрки, постоянно жившие на определенной территории и занимавшиеся сельским хозяйством. К ним относились предки южных уйгуров, обитавшие в Китайском Туркестане, большая часть собственно гуннов, кыргызы, а также тюрки, занимавшие плодородные земли Западного Туркестана.

Ко второй части относились кочевые тюрки. Некоторые тюркские племена, подчинявшиеся гуннам, а также определенная часть самих гуннов занимались скотоводством и в поисках новых пастбищ в определенное время года кочевали. Однако это не значит, что все гунны занимались кочевым скотоводством. Наоборот, мы можем сказать, что гунны были земледельцами. Каждому гунну принадлежал участок земли (527).

У гуннов были развиты различные ремесла. Они выделывали кожу, шили одежду из шерсти, изготавливали орудия труда и оружие из железа, делали из золота различные украшения. Вокруг гуннской столицы было расположено много мастерских, занимавшихся специально производством оружия (528).

§ 68. Положение населения в правовом отношении

Было ли в Гуннском государстве разделение на классы? Точно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Но с уверенностью можно утверждать, что в Гуннском государстве и в созданных позднее тюркских государствах не было разделения на классы по наследственному признаку. Каждый человек в гуннском обществе мог возвыситься до ранга крупного воинского начальника. Однако это не являлось правилом. Были и исключения.

Во-первых, лица, относившиеся к правящей династии Тенгри Ку-тов, находились в привилегированном положении. Например, созданное Мете организационное устройство можно рассматривать как попытку сформировать класс аристократов. Мете назначал губернаторами больших государств своих родственников (529).

Беи, руководившие областями, образовывали определенный класс. Это беи, которые командовали десятитысячным войском.

Что касается низших бейликов, то нет никаких данных о том, что власть в них передавалась по наследству.

Что касается остального населения государства, то большинство из них были свободными людьми с равными правами. Каждый член общества, благодаря своему уму, рвению и особенно воинской доблести, могли дослужиться до самых высоких чинов. Однако наряду со свободными людьми, составлявшими большинство в государстве, у гуннов, как и у всех древних народов, были пленные (530). Это были представители других племен, захваченные во время войн, например тунгху, китайцы и другие. Они работали на полях у богатых гуннов и пасли их стада (531).

Каждый гуннский воин имел право делать своим невольником, захваченного на войне врага (532).

 

К оглавлению книги