Академия наук Республики Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани

Садри Максуди Арсал

Тюркская история и право

ГЛАВА VIII. Яса Чингиз-хана

§ 48. Яса Чингиз-хана (407) (Яса - кодекс, свод законов)

До Чингиз-хана монголы были нецивилизованными варварскими племенами. У них не было письменности, ни свода законов в письменном виде (408). После подчинения себе кераитских и Нейманских тюрков Чингиз-хан стал не только правителем монгольского племени, но и частью тюркского народа, обладающего культурой и яркой историей. Чтобы править этим государством нужны были законы.

Государство основывается с помощью оружия, но управляется с помощью пера и законов (409).

Чингиз-хан поправил это положение. Присоединив нейманское государство к своей территории, Чингиз-хан назначил уйгурского тюрка, Тата Тонга (410), бывшего личного секретаря министра Нейманского государства, министром юстиции и приказал ему выполнять свои обязанности, которые до сих пор тот выполнял в Нейманском государстве. В то же время велел ему обучать своих сыновей уйгурскому (тюркскому) языку, уйгурской письменности и уйгурским законам (411). Подражая Чингиз-хану, другие беи тоже начали обучать своих сыновей тюркскому языку. Таким образом начался процесс отюречивания среди правительственного класса.

Затем Чингиз-хан объединил монгольские и тюркские традиции государственного управления, правовые нормы в один свод законов, который был высечен на бронзовой поверхности (412).

Яса состояла в основном из тюркских правовых норм и изложена тюркским ученым в письменном виде (413). Бесспорно, что Чингиз-хан пополнил Ясу и своими личными взглядами. Большинство статей из Ясы, дошедшие до нас, тюркского происхождения. Поэтому Яса Чингиз-хана считается одним из источников правовых норм древних тюрков (414).

Яса Чингиз-хана не дошла до нас в полном виде. Различные статьи Ясы существуют в разных источниках (415). Арабский ученый из Египта ал-Макризи, русские ученые Березин (416) и Темковский (417) собрали статьи Ясы из разных источников.

Чингиз-хан придавал большое значение своей Ясе. Он требовал, чтобы основанная им империя существовала согласно этим законам. Перед смертью Чингиз-хан распорядился и велел сыновьям не менять Ясу.

Во время правления его внука Бату-хана, основателя Золотой Орды, нарушение Ясы наказывалось смертной казнью (418).

Яса в виде свитков хранилась в сокровищницах для документов у правителей. Во время важных событий, например, восшествие на престол, основание Орды или созыв курултая и др., эти свитки доставали для решения государственных задач (419).

Дошедшая до нас часть Ясы Чингиз-хана состоит из нижеследующих положений.

§ 49. Некоторые статьи Ясы Чингиз-хана

Уголовные статьи:

1.  Человек, будь он женат или холост, имеющий незаконные половые отношения, подвергается смертной казни (420).

2.  Равным образом наказываются гомосексуальные связи.

3.  Человек, говорящий умышленно неправду, или занимающийся колдовством, или следящий за действиями другого человека, или поддерживающий одну из сторон во время спора, тоже приговаривается к смертной казни.

4.  Мочеиспускание в воду или на золу (костра) наказывается смертной казнью.

5.  Три раза взявшему в долг и три раза обанкротившемуся человеку выносится смертный приговор.

6.  Давший военнопленному еду или одежду без разрешения хозяина плененного наказывается смертью.

7.  Тот, кто скрывает убежавшего пленника или раба и не возвращает его законному владельцу, тоже приговаривается к смертной казни.

8.  Тот, кто хочет заколоть скотину, должен связать ей ноги, распороть брюхо и сжимать рукой сердце до тех пор, пока она не умрет. Мясо только таким образом заколотого животного можно есть (421).

9.  Во время войны или отступления увидевший, что у кого-то что-то упало, например, лук, должен спуститься с коня, поднять эту вещь и отдать ее хозяину.

Не спустившийся с коня или подобравший вещь, но не вернувший ее хозяину, наказывается смертной казнью (422).

Статьи, относящиеся к общественной жизни и государственному управлению:

10.  Потомкам Али ибн Абу Талиба Чингиз-хан отменил плату налогов и пошлин. Таким же образом бедняки, хафизы (люди, знающие Коран наизусть), факихи (законоведы), врачи, ученые, отшельники, посвятившие себя богослужению, муэдзины, совершающие омовение покойникам, не обязаны платить налоги и пошлины.

11.  Чингиз-хан требовал уважения ко всем религиям, не отдавая предпочтения ни одной из них. Подобную политику он считал богоугодной (423).

12. Предложенную кем-либо еду нельзя начинать кушать, пока первым не отведает сам угощающий человек. Этот закон также распространяется и на военачальника, угощающего своего пленника. Запрещено есть при человеке, не пригласив его за стол. Запрещено кому-либо есть больше своих товарищей (сидящих за столом), перешагивать стол, блюда и огонь.

13. Проезжающий мимо кушающих людей должен тут же спуститься с коня и без разрешения хозяев сесть за стол. Кушающие не должны этому препятствовать (424).

14.  Чингиз-хан запретил лезть рукой в воду. Для того, чтобы достать воду приказал пользоваться посудой.

15.  Запретил носить одежду, которую уже одевали или стирали.

16.  Запретил воспринимать какую-либо вещь как нечистую. Он считал, что среди существующих вещей нет грязных (в своей сущности) (425).

17.  Запретил отдавать предпочтение какому-нибудь одному направ-. лению в религии, громко произносить слова. При обращении к правителю запретил пользоваться почетными названиями и титулами. При обращении к любому человеку нужно было называть только его имя.

18.  Чингиз-хан приказал своим помощникам перед войной лично проверять готовность воинов и их вооружение, снабдить их всем до самых мелочей. Если у воина что-то не в порядке, он наказывается.

19. Во время участия мужчин в войне, их ежедневные обязанности / выполняют женщины.

20. На воина, вернувшегося с войны, Чингиз-хан налагал определенные обязанности по отношению к правителю.

21. В начале каждого года воины должны представлять правителю своих дочерей, чтобы он мог выбрать себе и своим сыновьям жен.

22. Чингиз-хан как главнокомандующий назначил своих военачальников и изобрел для них звания: тысяцкий, сотник, десятник (426).

23. Чтобы наказать провинившихся командиров (даже если они имеют звание генерала), Чингиз-хан посылал своего уполномоченного (этот уполномоченный мог быть самым скромным служащим Чингиз-хана), которому виновный, встав на колени, (427) должен был подчиниться и не препятствовать исполнению им приказа повелителя (даже исполнению им смертной казни).

24.  Чингиз-хан запретил генералам (командующим) обращаться к другим людям, кроме повелителя. Если какой-нибудь генерал обращался к кому-либо кроме повелителя, он наказывался смертной казнью (428). Поменявший свою обязанность, которая была на него возложена, на другую без разрешения тоже приговаривался к смертной казни.

25. Согласно Ясе, должна действовать постоянная связь (почта), чтобы быстро узнавать о происходящих в государстве событиях.

26. Обязанности надзора за соблюдением законов Ясы Чингиз-хан возложил на своего сына Чагатая.

Эти 26 статей взяты из произведения «ал-Хитат» арабского ученого из Египта ал-Макризи (429).

Кроме этих статей, в других источниках встречаются правовые нормы, относящиеся к Ясе Чингиз-хана. Например, можно привести следующие положения:

27. Воин, пренебрегающий своими обязанностями, или охотник, упустивший добычу во время облавной охоты, подвергается наказанию в виде палочных ударов, а иногда и смертной казни.

28. Заслуживший наказание смерти, заплатив выкуп, может спасти себе жизнь (430).

29. Человек, укравший лошадь, должен вернуть ее хозяину и вдобавок в качестве наказания дать хозяину еще 9 лошадей. Если он не может заплатить лошадьми, то вместо этого должен отдать своих детей. Если нет детей, то наказывается смертной казнью (431).

30.  Переступивший порог дома своего командира наказывается смертной казнью (431).

31. Яса Чингиз-хана запрещает говорить ложь, воровство, прелюбодеяние и другие незаконные отношения.

32. Согласно Ясе, никто никого не должен оскорблять и унижать-Оскорбленный человек должен забыть причиненные ему обиды.

33. Сдавшимся по собственной воле государствам, городам и их населению этих городов нельзя причинять ущерб.

34. Все должны почитать места поклонения. Все религиозные деятели освобождаются от уплаты всевозможных налогов и различных повинностей (433).

35. Человек, который не может воздержаться от спиртного, может в течение одного месяца 3 раза напиться" допьяна. Если он напьется более 3 раз, то считается виновным. Лучше, если человек употребляет спиртные напитки лишь 2 раза в месяц. Выпивший 1 раз в месяц заслуживает похвалы. Лучше всего совсем не употреблять спиртные напитки. Но где найти такого человека?

Если такой человек найдется, он заслуживает уважения (434).

Источники не содержат много сведений, касающихся гражданского права из Ясы Чингиз-хана.

Есть только следующие положения:

36. Дети рабынь считаются законнорожденными и имеют такое же право на наследство отца, как и дети, рожденные от законных жен. 37. Наследство делится таким образом:

Старшим детям достается большая доля наследства, чем младшим. Самый младший сын остается жить в доме отца.

Положение ребенка устанавливается положением матери.

Из нескольких жен та, которая первая вышла замуж, а иногда та, род отца которой очень знаменит, по праву может называться главной женщиной в доме мужа (435).

Правовые нормы Ясы не ограничиваются только этими статьями. Это только те положения, которые дошли до нас. Было бы ошибочно предполагать, что Яса Чингиз-хана был совершенным сводом законов, как сегодняшние своды законов. Но вместе с тем считается достоверным то, что Яса содержала важные законы, необходимые для управления большим государством. Некоторые авторы утверждают, что Яса никогда не существовала в письменном виде, а лишь передавалась из уст в уста. Эту мысль мы категорически отрицаем. Такую мысль могут допускать только те, кто не понимает роль законов и вообще роль всего права в государственном управлении. Эти люди не знают, что во все времена правители государства, начиная от самых цивилизованных народов до самых варварских, придавали большое значение закреплению законов государственного управления в письменном виде. Имеются достоверные источники, доказывающие, что Яса существовала в виде письменной «конституции». Например, согласно Джувейни, законы из Ясы написаны на бумажных свитках, которые называли «конституцией». Их хранили в сокровищницах старших представителей династии Чингиз-хана. Когда новый хан восшествовал на престол, или когда армия отправлялась на войну, или когда все правители собирались на курултае для обсуждения государственных дел, эти свитки доставали и все вопросы решали согласно Ясе (436).

§ 50. Изречения Чингиз-хана

Кроме рассмотренных выше статей из Ясы Чингиз-хана, до нас дошли и важные его изречения, касающиеся государственного управления. Эти изречения называются «билиг».

Самые важные из них следующие:

1. Командовать войсками могут только те темники (10000), тысячники, сотники и десятники, которые слушали наши обсуждения на курултае в начале и в конце каждого года. Те, которые осмелились не приехать на курултай, являются для нас пустым местом, «камнем, упавшим в воду или стрелой, потерянной в камышах». Эти люди не могут возглавлять войска (437). 2. Умеющий управлять домом, может управлять и войском. Человек, умеющий, как следует, командовать войском из 10 человек, может управлять и войском из тысячи, и даже 10 тысячи человек. 3. Тот, кто может дом свой содержать в чистоте, тот сможет и страну очистить от воров.

4. Глава, не справившийся с руководством 10 человек, вместе со своей семьей признается виновным. Вместо него избирается новый руководитель из его 10 подчиненных.

Такие же меры принимаются по отношению к сотникам, тысяцким и темникам, не справившимся со своими обязанностями.

5.  Находящийся рядом с вышестоящим не смеет заговаривать, пока его не попросит об этом старший. И только когда старший задаст вопрос, тот должен ответить.

6.  Все командиры и воины как во время охоты, так и во время сражения должны помнить о своих доблестных именах и славе. Пусть все они, молясь богу и самоотверженно сражаясь на войне, возвеличат свои славные имена, чтобы с помощью вечного бога мы смогли завоевать все 4 стороны света.

7. Воин среди людей должен быть кротким и спокойным, как теленок. Но на войне он должен быть как голодный сокол, с криком набрасывающийся на свою добычу.

8. В каждом деле нужно быть предусмотрительным (438).

9.  Предводитель воинов должен быть человеком, испытавшим и голод, и жажду. Он не должен позволять страдать своим воинам и их животным от голода и жажды.

10.  Военачальник должен научить мальчиков стрелять из лука, ездить верхом на лошади. Как только они усвоят эти навыки, он должен воспитать в них храбрость.

11. Если кто-либо из нашего рода совершит противозаконное действие в первый раз, ему должны сделать замечание. Если же он нарушит закон во второй раз, ему следует сделать убедительные наставления. Если же сородич осмелится нарушить закон в третий раз, его следует выслать в место, которое называется Балджиюн Кулджур (439). Отбыв в этом месте определенный срок, человек должен образумиться; если же он и после этого не исправится, его следует, заковав в цепи, заточить в тюрьму. Если, освободившись из тюрьмы, виновник берется за ум и исправляется, то хорошо. В противном случае, все родственники должны собраться на совет и сообща принять решение о необходимых мерах в отношении виновника (440).

12. Все темники, тысяцкие и сотники должны всегда держать своих воинов в полной боевой готовности. При получении приказа о выходе в военный поход, независимо оттого, днем это произошло или ночью, все воины должны немедленно оседлать лошадей (441).

13. Если ханы, которые придут к власти после меня, а также их великие князья и военачальники не будут в обязательном порядке соблюдать законы Ясы, государство поколеблется и вскоре полностью разрушится. Тогда будут искать Чингиза, (но) не найдут (442).

 

К оглавлению книги