Астраханские татары

Кучергановка - Qanga!

 

вернуться

Oбразование Кучергановского татарского общества

Видели ли вы музей татарской жизни? А в этой школе он есть!

Oбразование Кучергановского татарского общества

 Со времен Петра I, обратившего особое внимание на преимущества Астраханского края для интересов государства, начала развиваться его колонизация как направление в государственной политике.

Стихийное переселенческе движение, издавна поощраемое привольностью житья, потребностью в рабочих руках, соседством с Азией в XVII веке мало способствовало росту населения края, так как нивелировалось частыми чумными эпидемиями (в 1642-94 г.г. из 16000 населения города болезнь унесла 10383 человека) и разбойными нападениями калмыков и казачьей вольницы.

Процесс колонизации нуждался в государственно-властном контроле и поддержке. На протяжении XVIII-XIX в.в. правительством изыскивались и применялись различные мероприятия (вначале не имеющие строгой системы) способствующие заселению приволжских пространств. В интересах государства (для развития торговли, охраны волжских путей, освоения степных территорий) было привлечение сюда надежного и прочного состава жителей, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Так, по распоряжению правительства переселяются большими партиями вольные казаки и открывается доступ всякого рода инородцам, привлекаются из разных губерний России государственные, помещичьи крестьяне и налаживаются контакты с кочующими по степям калмыками, поощряющие их к оседлости.

Большое этническое многообразие принес колонизационный процесс в среду астраханских татар. Коренными астраханскими татарами следует считать татар юртовских – потомков золотоордынских ногаев. Эти татары получили свое название «юртовские» со времен присоединения к Российскому государству, когда кроме кочевого скотоводства стали заниматься земледелием. К концу XVIII века большая часть юртовских татар окончательно осела, и к ним стали причисляться татары эмешные (от «эмень» - подать) – потомки татар, бывших в зависимости от мурз и плативших им подати, и татары аульные, жившие по деревням или аулам. Около 300 человек аульных татар были прописаны в Астраханской садовой конторе.

Юртовские татары заселяли предместья Астрахани по рекам Царев и Болда и образовали к  70-м годам XIX века 17 селений и 3 поселка, из которых наибольшее селение – Солянка – имело в 1876 году 305 дворов и 1658 душ обоего пола, 7 мечетей и училище. Юртовские татары жили в Карагалине, Кизани, Майлегуле, Басдагмуле, Мошаике и Джамеле (Три Пртока), где находилась ставка Главы магометанского закона в Астрахани.

С середины XVIII века появляется среди астраханских татар название «кундровцы» («кундрау» - степь). Кундровские татары стали последним племенем, которому царское правительство разрешило кочевать между Тереком и Кумой, а затем в Мочагах около Каспийского мора. Переселившись из-за Кубани, кундровские татары образовали два обширных селения на реках Ахтубе и Берекет Красноярского уезда – Сеитовку и Хожетаевку (Кочетай).

Летом некоторое число кундровских татар кочевало, а зимой все они жили в селениях и аулах в своих деревянных домах и глиняных мазанках. Занимались рыбной ловлей, несли неземельную оброчную статью – Ахтубинско-Бузанский перевоз, а за пользование земельным наделом вносили круговой порукой ежегодный оброк в размере 18 496 рублей в государственную казну.

Среди городских татар выделялись три общества, или двора: гилянское, агрыжанское и бухарское. Общество гилянских татар ведет своё происхождение от персов (иранцев), женившихся на татарках и принявших впоследствии суннитское вероисповедание.  Агрыжанские татары произошли от брачных союзов с индийцами, появившимися в Астрахани со времен Петра Великого и занимавшимися торговлей с Персией. Переселенцы из Бухары составили третье общество городских татар Астрахани – бухарский татарский двор.

Число татар, относящихся к названным обществам, составили по городу в середине XIX века приблизительно 740 человек. Каждое общество имело свою главную, или соборную мечеть. К началу ХХ века они объединились в одно татарское общество.

Особое место среди астраханских татар занимали татары кучергановские.

Кучергановские татары переселились в Астраханскую губернию из г. Касимова и из других мест Казанской губернии в конце ХVIII века, когда по распоряжению Российского правительства проводилось организованное массовое переселение государственных крестьян из Рязанской, Пензенской и Казанской губерний в малозаселенный Астраханский край. Так образовались русские селения Карантинное, Бахтемир, Басы, Старицкое, Теплинский, Кигач, татарские – Кучергановка и Курочкинское.

Сословная принадлежность к крестьянству отличала кучергановских татар от астраханских и сближала с русскими переселенцами.

История г. Касимова и бывшего Касимовского царства, откуда вышли кучергановские татары, по-своему интересна. Татары обосновались в Касимове (г. Городец, основан в 1152 г. на р. Оке Великим князем суздальским Юрием Долгоруким) вместе с ордынским царевичем Касимом, которому город был пожалован в удел в 1452 году, чем было положено начало Касимовскому царству.

Касим – ордынский царевич, сын Улу-Мухаммеда, бывшего хана в Золотой Орде, прибыл в 1146 году к Великому князю Василию, спасаясь от своего брата Махмутека, хана Казанского. В 1449 году около реки Шахры Касим разбил татар хана Золотой Орды Сеид-_Ахмеда.

Касимовское царство, образованное Василием III с целью противодействия Казанскому ханству, просуществовало более 200 лет. В Касимов ханы назначались по выбору московских государей и являлись покорными подданными Москвы. В этом царстве сын не всегда наследовал отцу, власть вручалась иногда даже не родственникам прежних владетелей, а тем, кто мог быть, по соображениям государей, полезен России. Когда г. Касимов перестал быть угрозой для Казани, он обратился в место приюта для тех мусульманских выходцев, которые являлись служить русскому правительству.

Род Касимовых царевичей пресекся в первой половине XVIII века. Русское правительство приняло меры к упразднению этого ханства.

В 1708 г. при разделении России на 8 губерний Касимов отнесен был к Казанской губернии, а в 1778 году стал уездным городом Рязанского наместничества. К концу XIX века численность татар в Касимовском уезде составляла четыре с половиной тысячи человек (всех жителей в уезде насчитывалось примерно 176 тысяч).

Недостаток пахотной земли и частые неурожаи заставили татар из этих мест, как и многих русских крестьян, переехать в Астраханскую губернию. В Касимовском уезде было хорошо развито ткацкое, прядильное ремесло, шитье тулупов, поэтому многие кучергановские татары, выходцы из тех мест, хорошо владели этим исконно крестьянским занятием, необходимым в быту и приносившим дополнительный заработок. Некоторые из них имели в своих домах несколько простых ткацких станков, на которых работали члены их семей.  

Место проживания для переселенцев назначала Астраханская Казенная палата, ведавшая казенными землями и налогами. Так, 382 татарам из Касимова и Казани, объединенным в одно общество, было определено место за Волгой под названием Кучергановка в 5 верстах от города. Первые жители обосновались в этом селе в 1788 году.

Первое официальное отмежевание земли Кучергановским татарам состоялось в 1793-1794 годах губернским землемером Новицким. Кучергановское общество получило в свое пользование участок между рекой Кучергановкой , Заячьим островом и ильменем Кеч-Кочу. В пользование крестьян были отданы бугры под названием Куберт Куллы, Шумурза, Ураза, Абаз, Кули, Кара Тубе, Большой и Малый Аджилярш, Малый Карамей, Курулу и другие, в которых удобной земли было 2500 десятин. Сверх того в 1797 году был отведен участок земли вдоль ильменя Байгушева и нескольких бугров, а всего их было отмежевано тридцать. Подножия бугров могли использоваться для посадки овощей, устройства пастбищ, сенокошения. Они и считались в Нижнем Поволжье удобной землей, недостаток которой повсеместно отражался на жизни сельчан.

Из всего Кучергановского общества сразу поселились на назначенном им месте только 72 человека (29 семей). А большая часть (270 человек) построили себе дома (83) на Цареве, где уже давно проживали татары. Остальные несколько семейств общества обосновались в татарских селах Солянке, Осыпном Бугре и около Белой мечети г. Астрахани.

По законодательству того времени на каждого переселенца мужского пола государством выделялось 15 десятин земли для занятия крестьянским хозяйством. Из-за недостатка удобной земли, судебных тяжб по поводу спорных отмежёванных и назначенных им участков обустройство переселенцев затянулось на долгие годы. Некоторые крестьянские общества распались на несколько групп.

Спор о землях с юртовскими татарами с. Биштюбинского, начавшийся в 1803 году был одним из трудноразрешимых и закончился только в 1821 году когда спорные земли по решению Нижнего Земского суда были оставлены во владении крестьян Кучергановского общества.

Всего кучергановские татары до 1825 года имели 4015 десятин удобной и 8545 десятин неудобной земли. Из них 9 десятин находилось под селом, 122 десятин под лесопосадками, 180 десятин – под сенным покосом, 3702 десятин занимали бугры и степи.

Лесопосадки регулярно возобновлялись. Так, в 1844 году при селении Кучергановском было посажено 300 ветловых саженцев, 12 черемуховых, 14 крушиновых. По инструкции рассадка должна была производиться на расстоянии в 1 сажень на возвышенных, безопасных от полой воды местах.

Пашни кучергановских татар располагались на пространстве от реки Волги до широкого ильменя Байгушева, вытянутого с севера на юг. Ближайший к селу бугор Исен-Красный использовался для выгона скота. По сведениям 1843 году кучергановские татары имели 264 лошади, 39 быков, 383 коровы вместе с приплодом, 69 овец, 38 коз, а всего 796 голов скота.

В пределах отмежёванных селению дач находились озера, ильмени и волжские притоки. Эти водоемы остались в казенном ведомстве, доходы от сдачи их в аренду поступали государству.  

В 1802 году при учреждении в Астраханской губернии волостных правлений была образована и Кучергановская волость: сначала из двух татарских селений – Кучергановки и Курочкинского, жители которых были связаны одним образом жизни и законом. Жители Курочкинского также были государственными крестьянами, переселенцами из-под Казани. Свое название село получило от участка, на котором оно образовано. Достоверно известно, что расположенные рядом соляные озера раньше принадлежали купцу Курочкину. Ему они были подарены от казны самим императором Петром I в 1721 г. за оказанное ему в Астрахани гостеприимство и щедрые дары. Соледобыча в этих местах проводилась с давних пор, а кучергановские и курочкинские татары имели возможность наниматься в солеизвозчики.

Кучергановские татары в повинностях и податях были уравнены со всеми государственными крестьянами, но в отличие от них до 1823 года не поставляли от своего общества рекрутов, так как, согласно Величайшему указу 1759 года «с астраханских и кизлярских татар по причине их совершенного изнеможения и небольшой численности» рекрутов не брали, а брали в казну денежный выкуп. Указ касался городских татар бухарского, агрыжанского и гиляндского дворов, которые вместо поставки рекрутов вносили в казну 500 рублей.

На крестьян, в том числе и татарской национальности, этот указ не распространялся. Но большинство семей Кучергановского общества продолжало жить в городе и на Цареве и заниматься торговлей, ткацким и другим ремеслом, работой по найму, т.е. по образу жизни не отличались от городских татар. Поэтому местные власти в отношении военной службы сделали для них исключение.

В 1825 году МВД России эти льготы отменило, а взамен предложило губернским властям найти способ наделить кучергановских татар узаконенной пропорцией земли по числу душ. Недостаток земли (из расчета 15 дес. на душу) составлял к тому времени 1249 десятин. Однако полностью земельный вопрос в отношении кучергановских крестьян был решен в 1837 году. В этом году жители селения Курочкинского просили дозволения переселиться им на другое, более удобное место, на бугор Куш-Соглан. На прежнем месте из-за сильных ветров и песчаных наносов разорялось крестьянское хозяйство, а главное, появился недостаток хорошей воды. Казенная палата, разрешив переселение, отвела татарам земли в ближайшем от селения месте. Одновременно появилась возможность выделить и Кучергановским крестьянам недостающую по закону землю.

Это обстоятельство уже не могло повлиять на воссоединение Кучергановского общества. Три четверти его членов, прочно обосновавшись в городе, не стремились к сельской жизни. Но выйти из общества, а значит изменить свою сословную принадлежность они или не могли, или не хотели. Свою часть общественной кучергановской земли горожане сдавали в аренду посторонним людям (в числе арендаторов были татары с.Солянки). Часть вырученных денег шла в уплату государственных податей. Сельские жители Кучергановки зарабатывали на жизнь выращиванием овощей, скотоводством и заготовкой камыша для близлежащих кирпичных заведений.

Иногда между городскими и сельскими членами общества случались конфликты из-за землепользования, которые разрешались местной властью.

Как видно из документов, Кучергановское крестьянское общество имело сельское правление, решающее самые насущные для общества вопросы, в селе располагалось и волостное правление. Должностные лица выбирались сельским сходом на трехлетие. В 1850 году в Кучергановском сельском обществе значилось 519 человек. А в 1871 году в связи с заменой подушной подати подворным налогом составлялись списки домохозяев с семьями, которые действительно проживают в селении. По собранным сведениям в Кучергановке было 36 дворов и проживало 113 человек.

В состав Кучергановской волости входили с. Курочкинское, Линейное, п. Туркменский, п. Янго-Аскер, п.Ново-Кучергановский.

Из документов Кучергановского волостного правления следует, что жители волости внесли свою лепту в изготовление символичного блюда для встречи императора Александра II с наследником-цесаревичем, которые прибыли в Астрахань в 1871 году по пути на Кавказ и в Крым. Делегация от крестьян приветствовала государя хлебом-солью. Блюдо для этого было изготовлено из серебряных монет, собранных с крестьян по 1 копейке с каждой души мужского пола. Так выражалась любовь подданных монарху.

Видели ли вы музей татарской жизни? А в этой школе он есть!   

                                   

 Первого сентября по всей стране зазвенели радостные звонки, возвещая о начале  учебного года. Не стала исключением и средняя общеобразовательная школа села Старокучергановка, где нас приняли очень радушно, несмотря на суету и обилие самых неотложных дел. Светлые чистые коридоры, улыбки и приветствия детей, радостные лица педагогов, цветущие лотосы на стенах – всё радует взор. Нас же интересовал новый класс – класс для изучения татарского языка, который теперь сияет, готовясь принять ребят.     Директор  Бердеева Нуржиган Мухатасовна поведала нам о том, что  в школе учится около 600 ребят, 70% из них татары. «Есть казахи, русские, азербайджанцы – 23 национальности. Старокучергановка – одно из сёл, где компактно проживают татары, но проблема системного овладения языком и литературой не может разрешиться до сих пор. Раньше предмет «Татарский язык» преподавали со второго класса, его охотно изучали не только татары, но и русские. Но, к сожалению, вскоре предмет исчез из базисного учебного плана, перекочевав в факультативы и кружки». Ещё одна большая проблема - кадры:  нет хорошо подготовленного учителя,  того, кто  сам горит  и зажигает других. Уроки вели  учителя иностранного языка, начальных классов, мало знакомые со спецификой преподавания именно этого предмета. Да и платят за такие занятия очень мало, а подготовка велика. Был светлый период – пришла в школу Лена Ганиевна Кадырова, корреспондент радиовещания «Голос Европы», светлая ей память. Всего за один год нестандартные уроки – праздники так полюбились ребятам, что они прекрасно показали себя даже на областном уровне.

Видели ли вы музей татарской жизни? А в этой школе он есть! Люлька (бишек), одежда, вышивка, посуда, пожелтевшие фотографии – всё это собрано руками детей и Сююмбике апа Досаевой. Ребята, приходя сюда, узнают об истоках села, о традициях и обычаях народа, рядом с которым живут и к которому относятся. Постепенно хирел кабинет, но в 2003 году  местная мечеть взяла шефство над татарским классом, и благодаря имаму Растяму хазрату и М.С.Хамидуллину начался ремонт, на их призыв о помощи откликнулись общество «Дуслык», жители села (особенно активно помогает С.Досаева), предприниматели. Сделан косметический ремонт, приобрели 10 кафедр, т.к. в этом классе нет привычных школьных парт и стульев, мечеть передала школе 4 ковра, чтобы было тепло и уютно. Предприниматель Р.Халилов выделил линолеум. Веселый национальный орнамент и роспись украсили стены. Такой подарок получили ребята к первому классу от людей, заботящихся об их будущем.

«Нам хочется изучать татарский язык,- говорили ребята,- и для себя лично, и для поступления в вузы». Жалко, что не все родители поддерживают такое начинание. «Если были бы обращения, то можно ввести этот предмет в региональный компонент,- сказала Нуржиган Мухатасовна.- Татарский язык должен изучаться наравне с иностранным». Школа просит откликнуться преподавателя татарского языка, который может помочь ребятам.

Большое спасибо зам. председателя общества «Дуслык» М.С.Хамидуллину, Растяму хазрату Кинжалиеву, Р.Халилову и всем, кто помог в создании маленького чуда – нового кабинета.

Р.S. Редакция газеты «Идель» и общество «Дуслык» обращается к предпринимателям города и области с просьбой о помощи. 

Реквизиты школы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» села Старокучергановка. 

ИНН 3008008864,

КПП 300801001, р/с  40703810900020000053 в Трусовском филиале ОАО ВКАБ

ИНН банка 3015011755, БИК 041203729, корсчет 30101810700000000729

C. Базанова

запуск небесных фонариков оформление шарами, торт на заказ на любой бюджет|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz