Әстерхан өлкәсенең татар гаҗитәсе

Идел

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Путевые заметки

Как чудесно познакомиться с Казанью исторической, а это непременно музеи. И вот первый – музей Баки Урманче, куда нас, участников четвертого Всемирного Конгресса татар, пригласили радушные хозяева – казанцы.

 

Баки Урманче – таинство творчества

(1897-1990 г.г.) 2005 год – год памяти великого татарского художника.

Лишенья были немалы до гробовой доски

У сына сельского муллы, у Урманче Баки.

В холодных северных краях был нипочём острог.

Он в Соловецких лагерях свою мечту сберёг.                                          

Зло матерился конвоир: «Вот, забери его, холера!»

А где-то были Байрон и Шекспир и свежесть строк Бодлера.

Священная страна булгар, непостижимая во многом,

Но мастера ведёт тулпар по трудным творческим дорогам.

Черпая силы у родной земли, Баки был счастлив, созидая

Скульптурные портреты Кул-Гали, Фатыха Амирхана и Тукая.

Его искусство для сердец -  мощь духа и державы.

Баки Урманче – Татарстана певец, народа гордость и слава.

Искусство его для горячих сердец, которым гордимся по праву.                         

Баки Урманче – Татарстана  певец, народная совесть и слава.

А.Максименко

 

Его судьба типична для  многих людей того времени.  Родился он в 1897 году в семье сельского муллы, и  судьба уготовила ему особенный путь – стать художником: рисовать и лепить он начал с пяти лет.

Студент медресе «Мухаммадия», рабочий Надеждинского завода на Урале, шахтер в Донбассе, сельский учитель на Тамбовщине и в Вятской губернии, солдат в Туркестане – такими дорогами шел Урманче к своей мечте. И вот революция 1917 года открыла ему двери во  ВХУТЕМАС. Б.Урманче – один  из первых татар, получивших высшее художественное образование.  Годы учебы -  время жадного насыщения знаниями, впечатлениями. Урманче учился сразу на двух факультетах – живописи и ваяния, дополнительно изучал графику. А заодно посещал Институт восточных языков,  совершенствуя  арабский, турецкий, фарси, которые изучал в медресе. Английским овладел, чтобы читать Шекспира и Байрона в подлиннике, французским – из-за любви к поэзии Бодлера.

Но жизнь Баки Урманче была очень сложна. С большой верой и надеждой он воспринял Октябрьскую революцию, не  зная, что ему  уготовила Советская власть. В 1929-34 г.г.  -  репрессирован, сослан в Соловецкие лагеря,  1941-49   -  административная ссылка в Алма-Ата и Семипалатинск. В  1949-58 г.г. жил в Узбекистане. И только в 1958 г. он вернулся в родную  Казань. Его много раз спрашивали, за что же он сидел, отвечал, что так и не понял за что.

Первые шаги в искусстве Баки Урманче связаны с иллюстрированной графикой. В 1923 г. он выполнил иллюстрации к поэме Г.Тукая «Шурале», в которых  показал превосходное знание народного быта, фольклора, большую фантазию. Свое мастерство он оттачивал в течение  всей жизни. Доказательством этому являются сто скульптур, триста художественных полотен, около четырех  тысяч графических работ.

Если говорить о живописи Баки Урманче, то в ней  соединились  колорит национального мышления и достижения классического искусства,   индивидуальность, неповторимость изображаемого, личный духовный опыт, который собирался в катаклизмах  судьбы человека и судьбы Родины. Его поиски  отображались в скульптурном  портрете: это и Куль Гали, и Дарменд,  Каюм Насыри и Шагаб Марджани, Габдулла Тукай и Фатых Амирхан,  и многие другие выдающиеся личности. 

 Последние работы  Урманче   (образ Старца в скульптуре «Сагыш» и  произведение «Весенние мелодии»),  соединили в себе воедино две, казалось бы,  разные, совершенно противоположные  вещи -  смерть и вечно торжествующую  жизнь.

6 августа 1990 года великого мастера не стало, его хоронили тысячи людей, приехавшие со всего мира.

Эти и другие интересные моменты биографии великого татарского художника Баки Урманче поведала нам научный сотрудник Музея Баки Урманче А.Г.Гилязова. Музей был открыт в феврале 1999 года. Если будете в Казани, обязательно посетите его.  В нем можно не только увидеть работы  мастера, но и услышать его голос, увидеть его в документальном фильме «Сагыш»  - его  также демонстрируют в музее. Благодаря  фильму мы сами видим  Баки Урманче, вместе с ним совершаем прогулки по живописным местам его детства, знакомимся с его друзьями,  присутствуем и в самом загадочном процессе – творческом.  Многое он нам не успел поведать, но  чувствовалось,  что  в нем всегда жила любовь к жизни, к любимой работе.                                                                                           Не случайно   в последние месяцы жизни Баки Урманче очень много работал и постоянно повторял: «Сколько солнца, сколько света… Где взять силы всё это написать?»

Но, увы! Смерть беспощадна!

Н.Хамидуллина