Әстерхан өлкәсенең татар гаҗитәсе

Идел

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

·         Эчтәлеккә

 

 

Психолог  

 

Думаю, на протяжении  всех предыдущих  уроков  у вас неоднократно   возникали  вопросы:  «А как  быть с нашими чувствами? Мы, родители, тоже  волнуемся и  сердимся,  устаем и обижаемся. Нам тоже бывает  трудно с детьми,  иногда даже мучительно…  А кто  нас  будет слушать?  Что нам делать с  нашими  собственными  переживаниями?»

 

Конечно,  вопросы эти справедливы, поэтому сегодня попытаемся  на них ответить.

Для начала  уясним,  о каких ситуациях  идет речь.  Скорее  всего  о тех,  где больше переживает родитель  и возникает эмоциональная проблема именно  у него.  Иначе говоря, эти  ситуации обратны тем,  которыми мы занимались раньше.  Представим  это на рисунке. Изобразим  эмоции  родителя и ребенка  в виде  двух «стаканов», которые по-разному наполнены.   Рис1- больше переживает ребенок, родитель же относительно спокоен. А вот во втором случае  эмоции родителя перехлестывают все, а  ребенок этого не замечает.

Например, подходя  к дому. Вы встречаетесь  с  сыном, который весь  испачкался.  Для вас это жуткое зрелище.  Даже прохожие  оглядываются,  кто  смеясь, а кто и  укоризненно качая головой.  Вам стыдно,  а сын  будто ничего не замечает:  он прекрасно провел время на даче с другом.  Или:  малыш  увлеченно катает машинку под ногами у родителя, опаздывающего на работу.

Как же  выйти из  ситуации?

 

Вот  правило  5  ( оно может показаться парадоксальным!)

Если ваш ребенок вызывает у вас  своим поведением  отрицательные  переживания – сообщите ему об этом.

Если вы  испытываете  сильные отрицательные чувства, никогда нельзя  держать это в себе:  не следует  молча переносить  обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид  при сильном волнении.  «Обмануть»  такими усилиями  вы никого не сможете: ни  себя, ни ребенка, который интуитивно все считывает  с вашего лица, позы, выражения глаз.  Ведь эти  «несловесные»  сигналы  передают  более 90%  информации о нашем внутреннем состоянии.  И контролировать их очень трудно.  Через некоторое время  эти негативные чувства, как правило,  «прорываются»   словами  или же действиями. 

 

Как же сказать  о своих чувствах ребенку?

 

Правило 6:

Когда  вы говорите о  своих  чувствах ребенку, говорите от первого лица.

 

Например.

В  1 ситуации:   Я  НЕ  ЛЮБЛЮ,   когда дети  ходят растрепанными, и мне  стыдно перед соседями.

Во  2-ой:     МНЕ   трудно собираться на работу,  когда  под ногами кто-то ползает. И я все время  отвлекаюсь.  Заметьте, что  все эти предложения  содержат личные местоимения, поэтому  психологи называют  высказывания такого  типа  «Я – сообщениями».

Неверные ответы:  -  Ну что у тебя за вид!

                           -  Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

В  этих случаях  использованы слова  «ты»,  «тебя» - это «Ты  -  сообщения».

Каждое  «Ты – сообщение»  по  своей сути -  выпад , обвинение, критика ребенку.  А «Я – сообщение»  позволяет выразить свое мнение в необидной для ребенка форме,  дает ребенку  возможность  поближе  узнать  нас, родителей.  Когда  мы  открыты  и  искренни, что  в  выражении своих чувств, дет  искренне  показывают и свои. Они  начинают понимать,  что взрослые им  доверяют, и  им тоже можно доверять.

 

Д.З.

 1 Попробуем  составить  «Я – сообщение».

 Мама  зовет дочь к столу, где ужинает вся семья. Девочка  отвечает: «Сейчас»  и  продолжает заниматься своими  делами.

Варианты  ответов:

1 - Да сколько раз тебе говорить?!

2 -  Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.

3 -  Меня сердит, когда  ты не  слушаешься.

  У  вас  важный разговор с другом, а ребенок  постоянно отвлекает.

1 -  Мне  трудно беседовать, когда меня прерывают.

2 -  Не мешай  разговаривать.

3 -  Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?

2  Проанализируйте  свои отрицательные чувства в различных ситуациях,   когда вы  раздражены поступками вашего ребенка.  Запишите  кратко ситуацию и  чувство. Например:  сын шалил  за  столом и  пролил  молоко, хотя я его предупреждала. -  я расстроилась,  рассердилась.

3  Попробуйте  в  этих уже  прошедших  случаях  составить «Я – сообщение».

Подсказка   к 1  заданию: «Я - сообщением»  будут  фразы 2 (первый  случай)  и 1 (во втором).