Астраханские татары

Несостоявшийся муфтий
Книга о самом знаменитом астраханском татарине

 

" Şәxeslәrebez "

 

qaytu   baş bitkә 

Несостоявшийся муфтий
Книга о самом знаменитом астраханском татарине

В издательстве "Рухият" в серии "Шэхеслэребез" ("Выдающиеся татары") вышла очередная книга о выдающемся, но пока известном узкому кругу специалистов татарском богослове, публицисте и издателе Абдрахмане Умерове. Тираж - тысяча экземпляров, и это уже вторая монография в России, которая вышла на татарской латинице.
Главный составитель и издатель - Сулейман Рахимов, которому оказали помощь потомки Умерова -сын Абдульхамит и внук Шамиль. - Об Умерове я слышал с детства, - рассказывает Сулейман Рахимов.

 - Я жил на знаменитой Большой Царевской улице в Астрахани, и бабушка мне рассказывала об Абдрахмане Умерове. Мечеть, которую принято сейчас называть зеленой, в народе называли мечетью Гумера хазрата, или просто мечетью хазрата. Более пятнадцати лет потребовалось, чтобы книга о нашем знаменитом земляке вышла в свет. Все расходы на издание взял фонд Ахметвали Менгера. Оказалось, что основатель фонда был знаком с Умеровым, они встречались на Макарьевской ярмарке.

 В 1881 году пятнадцатилетний астраханец Умеров приезжает в Казань и начинает постигать азы религии в медресе Шигабутдина Марджани "Галия". Умеров стал одним из немногих учеников великого богослова, и именно ему умирающий Марджани поручил закончить и издать его последний труд "Хашият-ат-таузих". В 1892 году Умеров возвращается на родину в Астрахань. Уже тогда он становится сторонником обновления российского мусульманства: открывает новометодное медресе "Низамия", в котором учились не только татары, но и аварцы, вайнахи, лезгины, ногайцы, туркмены, казахи, кумыки... За сорок лет через "Низамию" прошли около тысячи шакирдов.


В 1907 году Абдрахман хазрат основал свое издательство "Умеров и К0", которое за шесть лет выпустило 60 наименований книг общим тиражом в 150 тысяч экземпляров. 1930 год - пик коллективизации и окончание срока перерегистрации мечетей. Жители татарских районов защищали свои мечети, как могли. ОПГУ внимательно следившее за событиями, в августе арестовало всех зачинщиков, среди которых оказался и главный имам Астраханской области Умеров. На заседании "тройки" его приговорили к ссылке на три года в деревню Малые Карелы Архангельской области, где он скончался после продолжительной болезни 17 марта 1933 года. На четырехстах страницах сборника вместе с биографией Абдрахмана Умерова размещено много документов из его семейного архива: публикации в газете "Идель", сборник ногайских песен, рукопись "Путешествия в разные годы", переписка с Ризой Фахретдином. Кстати, Абдрахман хазрат был одним из самых близких друзей муфтия Фахретдина. Он даже считал, что тот станет его преемником на посту муфтия Российской Федерации, но этому не суждено было сбыться...

Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №26(127), 20 июня 2003 г  

 

Bıltırğa zur räxmät

К 140 летию Габдрахмана Гумари 

  Как бесконечно далеко время – середина 19 века. И как близко оно, когда обращаешься к биографии людей, которые жили в твоем родном городе, ходили по этим астраханским улицам, радовались жаркому солнцу и прохладной Волге, делали столь нужное дело. 
Несколько строк: Абдурахман Умеров (1867 – 1933). А сколько за этим стоит…

Габдрахману Гумари 
Духовные засеял пустыри,
Работая без устали и лени,
Татарский просветитель Гумари – 
Маяк для новых поколений.
И не терял напрасно дни,
Осуществляя творческие планы,
Наследник дела Марджани,
Влюбленный в тюркские дастаны.
Он родился 18 января 1867 года в семье астраханского мещанина Измаила Умерова. Его отец в 19\861 году, перебравшись из Сеитовки, купил дом на 18 Поперечной Царевской улице и около Осыпного бугра бахчу. Семья, в которой родилось 5 детей, жила в одноэтажном деревянном доме из 3 комнат. Абдурахман, получив начальное образование, отправился учиться в Казань. 
С этим человеком Астрахань познакомилась давно – с 1895 года, когда ученик Марджани, молодой выпускник медресе «Галия» Абдурахман Умеров в Царевской слободе открыл медресе «Низамия», где учились татары, ногайцы, казахи, туркмены, аварцы, вайнахи (чеченцы и ингуши), лезгины, кумыки и другие. Кроме школы, Умеров читал лекции по мусульманской философии и вел практические занятия по арабскому языку и литературе. Не забывал он и про научные исследования: «История мусульманских государств», «Кафия» - перевод трудов средневекового арабского ученого Ибн Хаджиба и т.д. 


И не искал простых дорог,
Не повторял советские рефрены
Востоковед и педагог,
Духовный лидер тюркской ойкумены.

Допрос ведет солидный господин,
Но медлит Гумари с ответом…
Ему был не указ жандармский чин,
И большевик не стал авторитетом.

1914-1917 гг. – ссылка в Казань неугодного властям поднадзорного Абдурахмана Умерова обернулась благом для национальной и мировой науки. Оторванный от педагогической и общественной деятельности, от издания «Идели», он принимает самое активное участие в составлении и издании сборника статей о Шигабуддине Марджани. Вскоре, в 1917 году Временным правительством была объявлена амнистия, после которой политическим ссыльным разрешалось вернуться домой. 
Вернувшись, Гумари сразу был выбран мухтасибом – предводителем мусульманского духовенства в Астраханской губернии. «Муллатай» (отец-мулла) – так уважительно его называли, и недаром. Мусульманские съезды в Москве и Казани, совещание мусульманских богословов в Уфе, участие во Всемирном исламском конгрессе (Мекка, 1926), работа в журнале «Ислам», диспуты, научные исследования по теме «Законы шариата о браке и семье», подбор материала по истории астраханских ногайцев. И вместе с этим Гумари не мог не видеть, что происходит в новом, советском государстве. Свобода оказалась только на бумаге. А на деле… Атмосфера страха постепенно нагнетается. Запрещены открытые дискуссии по религиозным вопросам. Надежды на лучшее время, без «красного засилия» постепенно угасали. Сейчас Абдурахману Умерову потребовались не только знания мусульманской богословской науки, но и терпение, готовность к самопожертвованию, мудрость, предусмотрительность, ведь его фамилия уже значилась в списках неблагонадежных. 
И повод для расправы был найден. 1928 год - постановление ВЦИКа о передаче культовых зданий государству и последующие за ним в этой же области (о правах и обязанностях мусульман, о перерегистрации религиозных объединений и т.д.), вызвали волну недовольства по всей стране. Астраханская губерния не стала исключением - здесь начались волнения и татарского, и русского крестьянства. Жители Татаро-Башмаковки, Солянки, Старой Кучергановки выступили против таких решений. 
Расчет власти состоял в том, чтобы подтолкнуть людей к противоправным мерам, тогда можно было привлечь к уголовной ответственности наиболее стойких защитников веры. 
Так было сфабриковано дело об антисоветской группе, в состав которой вошли мухтасиб А.Ниязи, мулла села Солянка А.Абдуллаев имамы И.Измайлов, А.Багаутдинов, А.Абдуллаев и другие. Мозговым центром, по мнению ОГПУ, являлся Абдурахман Умеров, хотя прямых доказательств против него добыть не удалось. 
30 августа 1930 года он был арестован, уже через месяц (30 сентября 1930 года) перед «тройкой» ОГПУ предстали 36 человек, среди которых 9 мулл, крепкие хозяева-крестьяне, бахчеводы, садоводы. Их обвиняли в агитации к свержению советской власти, в организации антисоветской деятельности по 58-ой статье. 
Абдурахман Умеров был приговорен к ссылке на 3 года в Архангельскую губернию. Деревня малые Карелы стала очередным (и последним) местом жительства просветителя, богослова, издателя из жаркой Астрахани. 17 марта 1933 года после продолжительной болезни он был похоронен на местном кладбище.
И только в 1989 году на основании Указа президиума Верховного Совета СССР Абдурахман Измайлович Умеров был оправдан и реабилитирован. 
Человеческое достоинство, мужество, нравственная сила и благородство, мудрость и творчество привлекают к личности Просветителя, так много вложившего в национальную татарскую культуру 20 века. Где-то в архивах остались письма и рукописи Гумари, которые ждут своих исследователей, чтобы полнее составить картину нашего непростого времени. 
Безвестные могилы лагерей
И глушь далеких северных поселков.
Метель легко заносит след саней
И заглушает шепот кривотолков.
Зим бесконечных бесприютный край,
Где ветер мечет ледяные стрелы…
Нашел успокоенье муллатай
У той деревни - Малые Карелы.

Использованы материалы из книги С.Рахимова «Гумари» и стихи А. Максименко. 

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz