Астраханские татары

История татарской печати в Астрахани  

вернуться


АСТРАХАНЬ
В Астрахани печать на татарском языке появилась в результате первой русской революции, в начале XX в. Здесь в 1908-1914 гг. издано 58 книг на татарском языке, которые по содержанию были довольно универсальны: учебники для школ, произведения татарской литературы, переводы произведений русских и зарубежных писателей, книги по санитарии и гигиене, о выращивании сельхозкультур, о животноводстве и т.д. (470, с. 172-173). Печатались здесь несколько газет и журналов на татарском языке.
Жестокое преследование татарской печати края со стороны царской власти и христианских миссионеров привело к тому, что в Астрахани в начале 1914 г. прекращается издание татарских книг, из всей периодической печати остается лишь газета "Идель" ("Волга"), которая находилась под усиленным "вниманием" властей.


В результате февральской революции здесь наблюдается восстановление татарской периодической печати, а также издание книг и брошюр на татарском языке. Полиграфической базой татарской печати Астрахани становится типография "Нәшрият", созданная на базе типографии товарищества "Г.Гумеров и К0" еще до февральской революции, где печаталась газета "Идель". Нам известно, что в 1917 г. в Астрахани изданы две книги - учебники арабского языка известного педагога, ученика Ш.Марджани, издателя Г.Гумерова "Мөгаллим аль нәху лисан аль гарәп" (учебник морфологии арабского языка) и "Мөгаллим аль сарыф лисан аль гарәп" (учебник синтаксиса арабского языка), выпущенные на средства автора; последний из этих учебников переиздается и в 1918 г.
После февральской революции в Астрахани возникают разные политические национальные организации социалистического, просветительского, военного характера, такие, как "Мусульманское городское бюро", "Милли идарә" (национальное управление), "Союз учителей", "Мусульманский солдатский комитет", "Татарская рота", которые приступают к изданию газет. В этот период появляются газеты "Сарай" ("Дворец"), "Азад халык" ("Свободный народ"), "Солдат ялкыны" ("Солдатское пламя"), женский журнал "Азад ханым" ("Независимая женщина" - первый номер вышел 15 октября 1917 г.) (837, с.6).
В начале января 1918 г. в Астрахани была установлена советская власть, в чем самое активное участие приняли татарские солдаты и татарские трудящиеся-рабочие Астрахани, которые совместно с трудящимися и солдатами других национальностей 14 дней сражались с белогвардейцами, казаками, выдержали осаду последних в крепости астраханского кремля и затем выгнали их из Астрахани (766).
В марте 1918 г. на съезде солдатских, рабочих, крестьянских и ловецких депутатов был организован губернский совет мусульманских солдат, рабочих, крестьян и рыбаков во главе с большевиком Касимом Туйбахтиным (837). Немедленно были распущены "Милли идарә", "Татарская рота", закрыт их орган - газета "Сарай", реквизирована типография "Нәшрият".


7 мая чрезвычайное собрание мусульманского городского совета солдат, рабочих, крестьян и рыбаков вносит решение о создании "Красной Армии из мусульман" (353, ч.I, с.35). Вскоре мусульманский городской совет был преобразован в Мусульманский комиссариат (353, ч.I, с.260). "Мусульманский солдатский комитет", организованный сразу после февральской революции, был преобразован в "Революционный комитет" и мусульманский комиссариат приступает к созданию "мусульманских красных рот". 4 июня 1918 г. общее собрание красноармейцев "1-й Астраханской мусульманской основной роты", выражая "волю мусульманского трудового народа" и "губернского мусульманского комиссариата", "твердо стоящего на платформе советской власти", приняло резолюцию, где, в частности, сказано: "при первой тому надобности встанем как один человек на защиту мусульманского комитета и тем (самым. - А.К.) народной советской власти" (353, ч.I, с.261).


Мусульманский комиссариат в деле мобилизации трудящихся масс татар и казахов на защиту завоеваний Октября, в укреплении советской власти в крае придает большое значение и печатному слову на языках мусульманских народов края. Открытая после февральской революции газета "Солдат ялкыны", ставшая органом мусульманского комиссариата, 10 апреля 1918 г. была переименована в "Тартыш" ("Борьба")*, которая затем стала органом Астраханского бюро коммунистических организаций народов Востока и с 24 января 1919 г. начала издаваться под названием "Көч" ("Сила")**, которая, в свою очередь, была переименована в "Кызыл Идель" ("Красная Волга"), первый номер которой был издан 12 июля 1921 г. (редактором был Ахмед Гумеров). Эта газета с 10 июля 1922 г. была переименована в "Кызыл Юл" ("Красный путь", редактор К.Губайдуллин) и являлась органом татарско-киргизского (казахского) бюро Астраханского губкома РКП(б), губернского отдела народного образования и прекратила свою работу из-за материальных трудностей в декабре 1926 г. Скоро появляются новые газеты "Коммунист" и "Ялкын" ("Пламя").


7 ноября 1918 г. начинается издание красноармейской газеты "Кызыл сөңге" ("Красное копье") - органа мусульманского комиссариата. Ее издание завершилось 8-м номером в связи с уходом на фронт татарских рот.
В 1918 г. в Астрахани было начато издание журнала "Бөек Октябрь революциясе" ("Великая Октябрьская революция") и газеты на русском языке "Голос трудового мусульманства", имеющей целью ознакомление русского читателя с жизнью и делами мусульманских коммунистов, трудового татарского и казахского населения.


На страницах вышеназванных татарских газет систематически публиковались документы, распоряжения, воззвания партии, декреты и постановления советской власти и местных партийных и советских властей, статьи и другие материалы о задачах перестройки хозяйства страны на социалистический лад, об отношении партии и советов к крестьянству, о ходе борьбы за укрепление советской власти в стране, крае и другие злободневные материалы.
На страницах этих татарских газет часто печатались работы В.И.Ленина, его речи, выступления, доклады, посвященные самым острым вопросам жизни страны, восстановления народного хозяйства и др. Так, на страницах газеты "Көч" были опубликованы следующие работы В.И.Ленина: "Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата" (1919, 18, 25 апр., 5 мая), "Ответ на запрос крестьянина" (1921, 21 марта), "Ответ на вопросы американского журналиста" (1919, 22 авг.), отрывок из доклада на соединенном заседании ВЦИК, Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, Всероссийского Совета профсоюзов и представителей фабзавкомов Москвы 4 июля 1919 г. "О современном положении и о ближайших задачах Советской власти" (1919, 9 июля), "Речь на конференции железнодорожников Московского узла 16 апреля 1919 г." (1919, 23 апр.), отрывки из "Доклада на II Всероссийском съезде Коммунистических организаций народов Востока 2 ноября 1919 г." (1919, 2 ноября), отрывки из "Заключительного слова по докладу о партийной программе 9 марта 1919 г." на VIII съезде РКП(б) (1919, 11 июня) и др. Печатались работы В.И.Ленина и на страницах газет "Тартыш" и "Кызыл Идель". Эти работы вызывают особый интерес как прижизненные публикации трудов В.И.Ленина на татарском языке.


Мусульманские коммунисты Астрахани восстановили и печатание книг на татарском и казахском языках. В апреле 1918 г. при мусульманском комиссариате был создан отдел печати и издательства, целью которого было издание оригинальных и переводных сочинений, распространение среди татар и казахов слова партии и советской власти. За период с апреля 1918 г. по 10 августа 1919 г. мусульманский комиссариат издал 40 брошюр-переводов (572). Среди них "Конституция РСФСР", "Основной закон о социализации земли", "Что такое коммуна", "Кто такой красноармеец", "Гражданская война", "Кто такие левые эсеры" и др. (655, с.102). Мусульманский комиссариат печатал брошюры, листовки, воззвания на татарском языке и для Восточного фронта, как, например, "Что нужно знать каждому крестьянину" ("Һәрбер крестьянга нәрсәләр белергә кирәк"). Эта брошюра была напечатана редакцией газеты "Кызыл яу" ("Красная армия") в Астрахани, по заказу мусульманской секции 5-й армии Восточного фронта, для работы в районах военных действий среди крестьян.


Печатание книг и периодических изданий на татарском языке в Астрахани осуществлялось в типографии "Нәшрият", затем в преобразованной на ее основе типографии издательства "Коммунист" (379, ч.2). В Астрахани изготовлением шрифтов не занимались; как русские, так и восточные шрифты выписывались из центра и из Казани. Центральное Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) оказывало помощь мусульманскому комитету в обеспечении Астрахани татарскими шрифтами, а также в снабжении литературой, изданной на татарском языке как в Москве, так и в Казани.
Благодаря наличию кадров татарской печати - наборщиков, редакторов, мусульманский комиссариат не чувствовал острой нужды в кадрах для издательского дела в крае.


К сожалению, история издательского дела в Астрахани пока еще не изучена, что облегчило бы и изучение истории татарской печати края. Как видно из разрозненных сведений, встречающихся в статистических материалах государственной книжной палаты, в Астрахани издательское дело после революции шло довольно успешно. Вот эти данные: в 1922 г. здесь издано 25 книг (594, с.28), в 1923 г. - 31 (476, с.46-47), в 1924 г. - 27 (476, с.46-47), в 1925 г. - 105 (736, с.27-28), в 1926 г. - 150 (737, с.77), в 1927 г. - 77 книг (760, с.58). Эти издания не подразделены по языкам. Возможно также, что данные Книжной палаты не являются полными.
Нами же установлено издание в Астрахани на татарском языке следующего количества книг:

Годы

Кол-во книг

Из них установлен тираж

Их общий тираж

1918/1919

43

_

_

1920

1

_

_

1925

5

4

5400

1926

6

4

10 000

1927

7

7

15 000

1928

8

8

10 000

1929

4

4

1900

1930

8

8

6100

1931

4

4

15 800

1932

4

4

10 050

Итого

90

43

74 250


Как видно из таблицы, нами не выявлены издания за 1921- 1924 гг. Да и данные за 1918-1921 гг. не совсем полны. То, что в 1921-1924 гг. здесь печатались книги на татарском языке, подтверждается свидетельствами современников (765). К сожалению, эти издания не сохранились до наших дней и не учтены в государственной регистрационной библиографии.
Среди изданий 1918 г. необходимо отметить сборник статей и воспоминаний о Касиме Туйбахтине "Праздник рабочих" ("Эшчеләр бәйрәме"). Была издана книга К.Губайдуллина о работе мусульманских коммунистов Астрахани и губернского мусульманского отделения народного просвещения, сборник "Плоды Октября среди татарского народа Астраханской губернии" ("Әстерхан татар халкы арасында Октябрь бүләге"). Печатались постановления пленумов, конференций Астраханского губкома РКП(б), постановления съездов Астраханского губернского совета депутатов-трудящихся, Астраханского губисполкома, о работе среди женщин-мусульманок, сборники законов об использовании земли, книги по гигиене и санитарии, сборники о работе Астраханского государственного татарского театра, о потребкооперации, о выборах в советы. Среди астраханских изданий встречаются учебники и учебные пособия для татарских школ, такие, как "Красная страна" ("Кызыл ил") К.Разяпова, Х.Мавлюдова, Х.Ибрагимова (учебник для школ первой ступени), "Рабочий учебный план для школ ликбеза и малограмотных" Астраханского штаба ликвидации неграмотности, "Программа по родному языку для татарских начальных школ с 5-летним обучением и для 1 концерна ФЗС и ШКМ" Ш.Рамазанова, Х.Мавлюдова. и др.


Основная часть татарских книг второй половины 20-х и начала 30-х годов - это работы по возделыванию сельхозкультур в крае: тутового шелкопряда, хлопка, кенафа, бахчевых; книги по садоводству, литература по борьбе с вредителями сельского хозяйства. Среди изданий встречается и оборонная литература, например, "Защита и оборона страны должны быть делом всех трудящихся СССР" М.Фатхуллина и т.д.
Поскольку в Астрахани татарское книгопечатание не получило широкого развития, на помощь в снабжении татарского читателя края национальной книгой пришли Центральное издательство народов СССР и московское издательство "Нэшрият". Кроме того, некоторую помощь Астрахани в снабжении литературой на татарском языке оказывало Центральное Бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) (177, л.144; 181, л.12,31), которое из своих изданий 1% тиража посылало в мусульманский комиссариат (168, л.23) для распространения среди татарского читателя.


Татарские газеты, органы народного просвещения края вошли в число коллективных пайщиков издательства "Нәшрият", установили тесные контакты с Центриздатом. В мае 1928 г. в Астрахани открывается отделение ОГИЗа, которое организовало при отделении специальный сектор татарской и казахской литературы и приступило к централизованному обеспечению национальных читателей края, организаций и учреждений края национальной книгой. Только за 9 месяцев 1929 г. нацсекция Астраханского отделения ОГИЗа выписала книг из Центриздата на 5000 рублей, из Казгосиздата на 4000 рублей и на 5000 рублей из Татгосиздата (532, с.13). Заявки на татарскую книгу поступали из школ Соцвоса, из национальных школ, из Окружкома ВКП(б), Окроно, хорошо продвигалась татарская книга в сельской местности (532, с.13). В обеспечении татарских школ учебниками и учебными пособиями принимало участие татарско-башкирское бюро при НКП РСФСР, которое ежегодно посылало для школ комплекты учебников, иногда состоящие из сотен названий (750, с. 12-14).
В Астрахани и губернии по данным переписи 1920 г. насчитывалось 200 тысяч татарского населения (143, л.313; 728, с.169) ***, здесь работали татарский педтехникум, 44 татарских школы первой ступени, четыре семилетние школы, четыре курса по ликвидации неграмотности среди взрослых, одиннадцать татарских изб-читален, 13 красных уголков, 135 различных курсов, татарское отделение при областной партшколе, детские площадки, библиотеки (788, с.11), которые также нуждались в книгах на татарском языке. Поскольку в Астрахани в издании татарских книг были вынуждены пойти на печатание лишь произведений краевого характера, кроме Центриздата и издательства "Нәшрият" здесь пытались установить тесные связи и с Татиздатом, но последний в этом вопросе работал слабо, многие заказы не выполнял (532, с.13), на что имелось много жалоб.


Довольно быстрое восстановление после Октябрьской революции татарской печати в Астрахани связано с наличием здесь готовой татарской типографской базы, кадров татарской печати. И эти силы были оперативно использованы мусульманскими коммунистами для мобилизации масс в деле защиты завоеваний Октябрьской социалистической революции, в борьбе с белогвардейцами, казаками, в укреплении советской власти в крае. В этих целях, кроме устной агитации, придавалось огромное значение и периодической печати и изданию популярных брошюр для широких слоев населения.


"Многонациональный состав населения Астрахани вызвал необходимость работы на родном языке среди ряда народностей. Астраханская партийная организация, руководимая С.М.Кировым, направляла агитационно-пропагандистскую деятельность среди калмыков и казахов" (728, с.120-121). К этому нужно добавить: и среди татарского населения. 21 августа 1919 г. С.М.Киров, выступая с речью на городском митинге мусульман Астрахани, говорил: "Царское правительство мало считалось с вами, как с людьми. Все другие народности оно душило беспощадно... И если казаки убивали мусульман, то их не наказывали за это, а даже поощряли. Другое дело, если мусульманин убивал казака. Тогда вся власть ополчалась на мусульман, называя их "нехристами" и "разбойниками"... По отношению к народам Востока она вела политику порабощения и истребления. И если какой-либо народ Востока начинал просыпаться к жизни, то напуганная этим буржуазия начинала вопить, что с Востока на Европу движется какая-то желтая опасность, которая стремится к уничтожению всех ценностей человечества" (353, ч.1, с.369-370).


Когда большевики нуждались в защите своих интересов, они прежде всего опирались на униженные царизмом народы и, путем признания их бесправного положения, обещая равенство и свободу, стремились привлечь их на свою сторону, в чем они добились больших успехов. Обращение С.М.Кирова к мусульманам Астраханского края является тому свидетельством.
Татарские трудящиеся массы Астрахани, плечом к плечу с трудящимися других народов, грудью встали на защиту советской власти в Астрахани. Это мы видим и в период установления советской власти в январе 1918 г. в Астрахани, и в период борьбы по защите Астрахани от белогвардейцев и казаков летом 1919 г. Проявилось это и в участии татарских красноармейцев Астрахани в борьбе против Деникина и на других фронтах гражданской войны. "Октябрьский переворот там (в Астрахани. - А.К.) был произведен при энергичном участии татарских частей" (687). В июле 1919 г., когда осажденный белогвардейцами и казаками астраханский гарнизон героически отстоял город и устье Волги, СМ.Киров говорил: "Когда в Астраханском крае есть хоть один коммунист, устье реки Волги было, есть и будет советским" (474, с.47). А состав этого гарнизона, руководимого СМ.Кировым, состоял на 85% из татарских красноармейцев (775, с.40).
"Только сплоченностью мусульманских коммунистических организаций народов Востока, прежде всего татар, башкир, киргиз, народов Туркестана, - только сплоченностью их можно объяснить быстроту событий, которую мы наблюдаем на Востоке" (679), т.е. быструю победу советской власти в Поволжье, Приуралье, Казахстане и Средней Азии. Это мы видим и на примере установления советской власти в Астрахани. В мобилизации татарских трудящихся масс к этой борьбе большая заслуга принадлежит татарской печати края, руководимой коммунистами.


Однако после окончательного утверждения советской власти в Астраханском крае татарская печать не смогла получить здесь заметного развития и в начале 30-х годов прекратила свое существование.

* Газета выходила по 20 января 1919 г.; вышло всего 64 номера.
** 1-й номер вышел 24 января 1919 г.; по 8 июня 1921 г. вышло всего 28 номеров. Она издавалась тиражом 10 000 экз. (218, л.16).
*** В других источниках эти данные разнятся: из 1 003 542 человек губернии татары составляли 52 809 (см.: Торчинский Г. К вопросу об организации татарской и башкирской советских республик//Жизнь национальностей. - 1920. - 15 июня) или же 101 601 человек (см.: Борьба за власть советов в Астраханском крае. 1917-1920 гг. - Ч.1. - Астрахань 1958 - С.12).


Из книги:
Каримуллин Абрар Гибадуллович. "Татарское государственное издательство и татарская книга России (1917-1932).
Казань, Татарское книжное издательство, 1999г
Глава II. Татарская книга Поволжья.
Астрахань (стр.191- 199)

 

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz