Астраханские татары

О чем рассказали старинные монеты

 

вернуться главная

За каждой монетой, вернувшейся к нам из глубины веков, стоит история страны, ее культурные особенности. Расшифровывая надписи, можно определить время и место чеканки, имена правителей, религиозную ориентацию и многое другое.

Часть монет, переданных А.В. Худяковым, содержит имена ханов, при которых выпускались монеты: Узбека, Джанибека и Хызр-хана.

Хан Узбек пришел к власти в результате переворота в 1312 г. Ему подчинялась огромная империя от предгорий Алтая на востоке до берегов Дуная на западе, от Булгара на севере до Дербентского ущелья на юге. В свое время эту огромную территорию Чингиз-хан завещал своему первенцу Джучи. Таким образом, Золотая Орда (Белая Орда) носила название Улус Джучи. Нужен был разносторонний, тонкий и талантливый политик, чтобы многонациональную и многоконфессиональную страну привести к единобожию, конкретно — к исламу.

В это время Золотая Орда представляла собой пеструю картину. Здесь жили и язычники, и тенгри-анцы, буддисты, мусульмане, христиане и иудеи. Ислам вначале получил распространение лишь среди наиболее образованных и обеспеченных слоев общества, а затем стал официальной религией страны.

Узбек-хан определил религиозную политику Золотой Орды на много лет вперед. Основной идеологией стала веротерпимость. Это объясняется расположением Золотой Орды. В центре Улуса Джучи — на Нижнем Итиле — перекрещивались два важнейших торговых пути средневековья: Великий Шелковый путь и Волжский путь из Московии в Булгары и на Ближний Восток. В караван-сараях на Итиле, в Крыму и Дербенте жили арабские, армянские, булгарские, буртасские, греческие, русские, персидские, уйгурские, хорезмийские купцы. Малейшее неуважение к чужим верованиям могло осложнить международную торговлю.

Предпочтение ислама не вызва ло гонений на другие религии. Так, например, христиане получили права, каких раньше у них не было. Вот одна лишь цитата из указа хана Узбека: "Все чины Право славной Церкви и все монахи под лежат лишь суду православного митрополита, а не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, дол жен заплатить втрое. Кто осмелит ся издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню — тот подле жит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога!".

Покровительство религиозной жизни других народов, отсутствие ограничений на передвижение людей, товаров, идей стали пред посылкой процветания Золотой Орды. Именно во времена Узбек-хана Улус Джучи достиг пика сво его развития.

Наследовавший Узбеку его сын, хан Джанибек, будучи уже мусульманином, все еще старался под держивать отношения, установившиеся при домусульманских ханах Золотой Орды. Ориентируясь на союз с Симеоном Гордым, Джанибек, человек добрый, честный и дельный, противостоял проникновению в Поволжье и в Причерноморье католиков-генуэзцев — союзников константинопольских. Противостояние вылилось в от крытую войну после того как татарские кочевья постиг джуд (гололедица). Скот падал, люди голода ли, и, спасаясь от голода, татары продавали все добро генуэзцам. Те с удовольствием скупали в чаянии высоких барышей. Узнав об этом, Джанибек страшно возму­тился: по татарским понятиям можно и нужно было стремиться к получению военной добычи, но наживаться на несчастье соседа считалось аморальным. Войска Джанибека осадили сильную генуэзскую крепость Кафу (современная Феодосия). Поскольку генуэз цы имели флот, а татары — нет, крепость была для них практически неприступна. И тогда Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп умершего от чумы. Труп перелетел через стену и разбился. Естественно, в Кафе началась чума. Генуэзцы вынуждены были оставить Кафу, и уцелевшая часть гарнизона от правилась домой. «Черная смерть» поползла по всей Западной Европе. Тогда вымерла большая часть Южной Италии, три четверти населения Германии, около 60% населения Англии; через Германию и Швецию «черная смерть» проникла в Новгород, через Новгород и Псков - в Москву, где от нее умер и князь Симеон Гордый (1354).

Финал царствования «доброго царя» Джанибека был трагичен. Один из его многочисленных детей - Берди-бек - стал отцеубийцей, захватил трон и казнил всех своих братьев, дабы упрочить свои права на престол. Но изверга-отцеубийцу ник то не собирался поддерживать, и вскоре Берди-бек был убит. После этого объявился целый ряд самозванцев. Все они претендовали на престол, а их истинным происхождением никто не интересовался. В результате стабильность в Орде была утрачена — за десять лет сменилось несколько десятков ханов, большинство из которых были лишь номинальными политическими фигурами. Русские летописцы очень точно на звали происходившее тогда в Орде «Великой замятней».

Итоги «Великой замятии» оказались для Золотой Орды плачевными. Хан Синей Орды Хызр при вел свои сибирские полки и захватил все Поволжье. Хызра наши летописцы тоже называли добрым, кротким и человеколюбивым. За свое короткое правление он сумел провести только одно мероприятие — поручить русским князьям переловить новгородских ушкуйников, которые свирепство вали на Волге и Каме, и казнить их, что князья с удовольствием и проделали, ведь разбойники-ушкуйники ни в ком не вызывали симпатии.

Ханы Синей Орды были слабо связаны с Сараем. Если Белая Орда, граничившая с мусульманской частью Средней Азии, без воодушевления, но все же пере шла в ислам, то Синяя Орда, находившаяся в Западной Сибири, по-видимому, об исламе вообще не имела никакого представления. И потому вскоре территориальная целостность Золотой Орды была нарушена: отделились камские булгары, мордва и гузы, которые жили на Яике, а оставшаяся территория распалась на две части. Восточной частью стали владеть потомки Хызра (их было много, и они часто сменялись на престоле), а в Причерноморье пришел к власти темник Мамай...

Еще один элемент монеты, место чеканки, позволяет нам узнать о крупнейших городах Золотой Орды. Вдоль Ахтубы тянулась целая цепочка золотоордынских городов и поселков, которая уплотнялась у двух центров - Царевского и Селитренного городищ. Множество золотоордынских по селений сосредоточено и в Волжской дельте причем от г. Волгограда до дельты Волги городища и селища тянутся вдоль восточного берега Ахтубы (исключение составляет только Енотаевское городище, расположенное на западном берегу Идели, напротив Селитренного городища Сарай-Аль-Махруса). Эта особенность в расположении золотоордынских городов объясняется, наверное, существованием здесь издавна караванного пути, который связывал Среднюю Азию с Восточной Европой. Большинство известных городищ являются небольшими по площади.

На монетах переданных А.В. Худяковым, указано три места изготовления: Сарай, Сарай-аль-Джадид и Гюлистан.

Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Золотую Орду в 15 веке, писал: «Город Сарай -один из красивейших городов, достигший чрезвычайного величия,на ровной земле, переполненный людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы объехали его с одним из старейшин. Жили мы в одном конце и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца только после по­лудня...». Это не художественное преувеличение: в то время город занимал 48 кв. км, не считая при городов. Сарай украшали 13 соборных мечетей. Это был многолюдный город, даже в сравнении с крупными городами мира. На тот период в нем проживало 75 000 человек (для сравнения: в Париже — около 58 000 жителей).

Заезжих купцов удивляло и искусство градостроителей, редкий в те времена уровень комфорта:

водопровод, канализация. Фонтаны, бесчисленные каналы, бассейны в сочетании с оригинальной архитектурой, воплощавшей исламские и даже китайские традиции, представлялись волшебным ми ражем. Неизгладимое впечатление производили взметнувшиеся к небу минареты, купола мечетей, роскошные дворцы, медресе, отдых для путника — бани и караван-сараи.

Первые монеты Сарая появляются в начале 70-х гг. 13 в., но вплоть до правления Тохты (1290 - 1312 гг.), чеканятся в очень незначительном количестве В последнее десятилетие 13 столетия их количество заметно увеличивается. Только после денежной ре­формы хана Тохты (1310-1311 гг.) осуществляется выпуск дирхемов с легендарным "Сарай аль-Махруса" (Сарай Богохранимый) в больших количествах. Массовая эмиссия серебряных и медных монет Сарая в годы правления Узбека (огромный по количеству выпуск пулов был осуществлен в 30-е гг.) сменяется еще более массовой чеканкой монет при хане Джанибеке (1341 - 1357 гг.), но уже с но вым обозначением места чеканки: "Сарай аль-Джедид". При Джанибеке же появляется еще один очень крупный монетный центр — Гюлистан, в котором выпускались дирхемы, чеканились пулы.

Если о двух столичных «Сараях» наши читатели имеют хоть ка кое-то представление, то город Гюлистан даже среди профессионалов вызывает споры. Гюлистан был, судя по всему, очень большим и богатым торговым городом, что подтверждается многими фактами. Во-первых, даже из скупых упоминаний о нем в письменных источниках следует, что это был значительный город, где заключались международные договоры, творили мусульманские ученые и богословы, приехавшие из других стран. Вероятно, Гюлистан часто служил резиденцией золотоордынским ханам, кочевавшим со своей Ордой. Во-вторых, об этом говорят масштабы эмиссии гюлистанских дирхемов и пулов, осуществленной в 50 - 60-е гг. 14 в. В-третьих, в названии этого города употреблялся эпитет "аль-Махру-са" (богохранимый, богоспасаемый), который встречается на монетах столицы и ряда крупнейших городов. Некоторые исследователи считают, что располагался Гюлистан на месте современного Царевского городища возле г. Волгограда.

Золотоордынские монеты помимо надписей изобилуют различны ми изображениями: двуглавыми орлами, барсами, львами (символика Чингизидов), всевозможными цветочными розетками, гексаграммами.

 Среди монет, переданных А.В. Худяковым, - две русские серебряные монеты: московская дореформенная «денежка» 30-х гг. 16 в. и копейка времен правления первого царя из дома Романовых - Михаила Федоровича.

Русское денежное дело 14-15 вв. очень многое заимствовало у татар. Монеты чеканились из се ребра, чеканка наносилась не на кружки, а на кусочки расплющен ной проволоки. Название монет-денга, деньга - было заимствовано из тюркского языка. Очень многие княжества на монетах помещали подражание золотоордынским надписям. Но в то же время национальный, русский элемент был заметно выражен. На монетах также помещалось имя князя на русском языке и изображение в виде пешего или конного воина. В 90-х гг. 16 в., в результате денежной реформы Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване Грозном (1533 - 1584 гг.), были «заповеданы» (запрещены) все старые монеты, и денежное обращение стало обслуживаться единой для всего государства монетой. Это были копейки, деньги и полушки. На копейках изображался всадник с копьем (отсюда и название), на деньгах - всадник с саблей, на полушках - птичка. Надпись на монете содержала имя и самый краткий титул царя. Рубль состоял теперь из 100 копеек.

Несмотря на то, что нумизматика является вспомогательной исторической дисциплиной, она очень многое может рассказать об истории человеческого общества, о странах и народах, государственных деятелях и экономике, культуре той или иной страны. Разглядывая древние монеты, мы можем себе живо пред ставить эпоху, людей того времени. Пополнение коллекции музея монетами, переданными А.В. Худяковым, несомненно, разнообразит экспозицию и заинтересует новых посетителей.

 Сотрудники музея ООО "Астраханьгазпром" выражают благодарность А.В. Худякову за передачу в дар коллекции русских и золотоордынских монет. 

Е. Казакова, старший научный сотрудник музея ООО «Астраханьгазпром

"Пульс Аксарайска" №43 29.10.04г.

 

полиграфия печать каталогов|

©2004-2009 yillar.  "ӘsterxaN" - "Астрахань" при использовании материалов сайта,  ссылка обязательна Sarı Bolğar

Рейтинг астраханских ресурсов

 

Hosted by uCoz