VI.Начало моего рабочего периода в 1939 году.

Учетчик полеводческой бригады в колхозе.

 

Сразу после экзаменов я начал работать учетчиком в бригаде. Бригадиром был старый по возрасту Ази бабай - Хасян абый. По его указанию я быстро обходил всех подворно, показывал, кому куда идти работать. Кроме этого в обязанности учетчика входили: обмер участков на полях, кто сколько отпахал плугами на лошадях, бороновал, сеял; а женщины занимались прополкой, девушки – в основном ухаживали за сахарной свеклой. Все работы нужно было обмерить и сказать, кто сколько заработал трудодней. Мне начислялось за день 0,75 трудодней.  Работавший в прошлом году учетчик дал первую консультацию и вручил мне складную сажень  и сказал, как определить площадь: надо помножить каждую сторону участка на два, потом помножить их между собой и получить квадратные метры. На два умножались стороны из-за того, что сажень имела шаг в два метра.

Бригадир закрепил за мной молодую лошадку, и я начал работу. На ногах у меня очутились женские туфли зеленые брезентовые с коричневой кнопкой на лямке. После прыжка с лошадки небольшие каблуки полностью внедрялись в мягкую землю, оставляя следы. После того, как девчата «по уходу за свеклой» посмеялись надо мной, мне пришлось бросить эти туфли, но на маму я не обижался. После дневной работы мне надо было заполнять ведомости, трудовые книжки и вовремя их раздавать и собирать. В те годы колхозники получали на трудодни по 300-400 граммов зерна. Разрешалось им раздавать 15% по количеству зерна, сданного в госпоставку или натурплаты за работу МТС (машинно-тракторной станции), так как все трактора, комбайны, плуги, сеялки и др. техника принадлежали МТС (государству). Трудодни брались к 1 августа, поэтому за количество трудодней за полный год получалось всего по 200-250 граммов на один трудодень. А госпоставки в основном не выполнялись и зачислялись в недоимки. Недоимки через несколько лет списывались.

Мое личное мнение к колхозному строю сохранилось до сих пор. На просторах России – колхозных полях облегчается и облагораживается труд крестьянина только в коллективах, когда используется передовая техника. Недаром коллективы в виде наших колхозов организованы в капиталистических странах, таких как Израиль и Голландия. Однако коллективизация, насильно организованная у нас в 30-е гг., не смогла найти всеобщую поддержку. Руководителям хотелось быстрее привести крестьян к земному раю. Это говорим мы, я и Рифат, как бывшие колхозники, изучившие основы марксизма-ленинизма, политэкономию социализма, «Капитал» К. Маркса, состоявшие подолгу в партии. Мы сейчас не являемся уже коммунистами, но партбилеты хранятся в шкафах, мы их публично не сожгли, не порвали, как некоторые «демократы», развалившие все, что можно было развалить. Надо было оставить все лучшее в руках народа (как раньше делали лейбористы в Англии), включая земли, леса, воды, недра, транспорт и т.д. И ничего не ломая, не создавая безработицы (как в Китае) двигаться вперед, догоняя капиталистические страны там, где отставали, создавая компьютеры, машины, ширпотреб, увеличивая продукты питания и т.д. Ведь по ракетам, самолетам (включая освоение космоса), мы не отстали почти ни от кого.

Оставим теорию, вернемся к нашим повседневным делам.

Отработав летом от души, устраивая иногда даже скачки с другими учетчиками на молодых лошадях по пути, закончили мы трудовой год в колхозе. Но от работ с лопатой и ведрами в домашнем хозяйстве наша мать никогда не освобождала. Наступил новый учебный год. Поговорив с ребятами, мы втроем сели за парты 7-го класса. Получили по 10 тетрадей. Вдруг заходит директор школы Измаил абый и, увидев нас, выгоняет, не сдавших экзамены за 7 класс. Говорит, что мы вас перевели в 8-й класс и придете после обеда. Итогом дня для нас был не только перевод в 8-й класс, но и получение еще по 10 тетрадей… Свой последний год учебы закончил я в мае месяце 1941 года с Похвальной грамотой. Вручая грамоту, Измаил абый напомнил, что такую же Похвальную грамоту  «За отличные успехи в учебе и примерное поведение» с портретами Ленина и Сталина он вручал мне еще после окончания 4-го класса. Почти без перерыва, я снова начал работать бригадным учетчиком.

Нельзя не вспомнить период нашей молодежной жизни, когда в свободное время от работы и учебы мы занимались даже искусством, если это можно так назвать. Инициаторов я уже не помню. Дело в том, что мы придумали показывать желающим спектакли, причем бесплатные. Сюжеты мы подбирали более интересные, в основном написанные арабским шрифтом. Однако суфлеров было мало на такой алфавит. Добровольно согласилась только тетка Кадима Аиша апа и сам Кадим. Напишу только об одном спектакле «Сунгян йолдызлар» («Потухшие звезды») Карима Тинчурина, в котором говорится о любви двух молодых людей во время первой мировой войны. Были трудности в подборе актеров («кадров»). Дело в том, что наши одноклассницы стеснялись принимать участие в спектакле, поэтому первые девичьи роли приходилось играть мальчикам, в том числе мне. Одежду (платок, кофту, туфли, юбку) давала мне опять же наша мама, а сама в клуб не ходила.

Спектакли проходили при заполненных скамейках, напряженно, ответственно, по-моему, очень интересно. Например, когда я наливал «яд» в ухо своему джигиту, чтобы его забраковали в армейской комиссии, его младший брат в зале даже заплакал. На спектакле были песни, музыка, юмор…

      После того как наше поколение было призвано в армию, подобным распространением татарской культуры занимались следующие поколения. Рифат и его друзья – «артисты» охватывали уже большое количество людей в клубах Мочалейки, не испытывая недостатка актрис на женские роли.

 

(Вернуться)

 

 

 

Hosted by uCoz